Уолт Дисней – гений мультипликации
Имя Уолта Диснея знакомо, наверное, каждому из нас… Особенно это касается тех, кто вырос на его фильмах и мультфильмах. Все помнят неунывающего мышонка Микки Мауса, сумасшедшего Гуффи, забавного Дональда Дака… А уж сколько девочек воспитывалось и воспитывается на диснеевских принцессах!
Однако мы настолько привыкли к мультфильмам в звуке и цвете, что работы Диснея воспринимаем как нечто должное, само собой разумеющееся. Еще бы! Кого сейчас удивишь мышонком Микки, если анимация давно достигла такого уровня, что герои уже прямо в кинотеатре буквально вылезают к нам с экранов 3D.
Нам сложно представить, что когда-то мультфильмы были черно-белыми и немыми. И что именно Уолт Дисней совершил переворот в сфере мультипликации, воплотил мечту мальчишки, свою мечту, в реальность.
Уолт Дисней
Мало кто знает, но именно работы Диснея стали примером для всего остального мира. Японские мультипликаторы в свое время получили задание достичь уровня знаменитой Белоснежки — и так появилось аниме. Сам товарищ Сталин, пристально следивший за достижениями Диснея, сказал, что советские мультфильмы должны быть такими же: вы удивитесь, но большинство мультиков времен СССР рождены именно как подражание американской анимационной студии («Аленький цветочек», «Конек-Горбунок»), а в некоторых («Три поросенка») так вообще использовались переведенные на русский язык песни. «Нам не страшен серый волк» — впервые эта песня была исполнена именно в диснеевской версии сказки про трех поросят.
Что уж тут говорить… К Диснею со всех уголков планеты тянулись другие гении. Сам Сергей Прокофьев — известный советский музыкант лично просил Уолта Диснея нарисовать мультфильм на его «Петю и Волка»! Анимационный фильм на музыку композитора был создан чуть позже именно на американской студии. Также известен так и не законченный мультипликационный проект, разработанный гением мультипликации совместно с Сальвадором Дали.
Одним словом, заслуги Уолта Диснея сложно переоценить… Они были действительно масштабными. Что, несомненно, выражается и в количестве наград, в частности «Оскаров». Рекорд Диснея еще никто не смог побить: он получил 25 «Оскаров» при жизни и один посмертно (некоторые специалисты указывают цифру 29, так как одна из наград представляла собой один большой «Оскар» и четыре маленьких).
При жизни гений мультипликации сокрушался, что его героев знает каждый ребенок, но мало кто знает его собственное лицо, его личность. Действительно, мы практически ничего о нем не знаем. Однако личность Уолта Диснея заслуживает не меньшего внимания, чем его работы.
Сегодня мы не будем углубляться в подробную биографию Уолта Диснея, а возьмем лишь самые важные, самые интересные и самые спорные факты и отрывки из жизни, рассмотрим их с системной точки зрения, что позволит нам лучше понять этого загадочного гения.
Уолт Дисней в свете Системно-векторной психологии
Как и большинство гениев, Уолт Дисней обладал звуковым вектором. Ведь именно такие люди, как правило, выступают в роли новаторов: они способны рождать новые идеи, заглядывать за рамки привычных вещей, создавать что-то принципиально новое, порой осуждаемое и не принимаемое обществом, но, безусловно, оригинальное. Люди со звуковым вектором, обладающие абстрактным интеллектом, по своей сути изобретатели (в особенности кожно-звуковые и уретрально-звуковые). Они всегда мыслят нестандартно, иначе.
Помимо звукового вектора, у Уолта Диснея были также зрительный, оральный, анальный и кожный вектора. Анальный и зрительный вектор подарили мультипликатору возможность стать тем, кем он являлся, — создателем мультфильмов. Как иначе без тонкого чувства стиля и цвета (по разным данным, Уолт Дисней различал более 1500 оттенков, тогда как глаз рядового человека способен воспринимать в среднем 356) и без перфекционизма в совокупности с усидчивостью создать мультфильм? Вы только представьте, сколько труда нужно потратить на то, чтобы заставить картинку двигаться! Своих первых героев Уолт Дисней озвучивал сам. А в этом деле ему помогал и оральный вектор.
И конечно, гениальный мультипликатор был отличным лидером и организатором, директором, который создал великую анимационную студию, долгое время занимавшую монополистическое положение на рынке мультипликации. В этом деле Уолту Диснею помогал кожный вектор, который верно указывал ему путь. Стоит ли говорить, что на своих мультфильмах «мультипликационный диктатор» заработал не один миллион долларов?
Особенности мультипликации Уолта Диснея. С чего начались мультики?
С чего началась современная мультипликация? С того, что, будучи 14-летним подростком, Уолт Дисней, подрабатывая разносчиком газет, как-то увидел в кинотеатре немой мультфильм про Белоснежку. Именно тогда родилась его мечта, воплотившаяся в жизнь чуть позже… Ведь именно «Белоснежка» 1937 года стала эталоном мультфильмов высокого уровня, совершенно покорив сердца детей и взрослых всего мира.
Первые мультфильмы Диснея (про кролика Освальда, Микки Мауса и пр.) неразрывно связаны с юмором. Юмор Диснея — особый, не всегда понятный, временами по-анальному глупый, по-оральному пошловатый и по-звуковому нелепый. Первые ленты гения мультипликации не столько для детей, сколько для взрослых. Это сатира на злободневные темы, жестоко обличающая несовершенство современного мира. Но творчество Уолта Диснея не могло ограничиться лишь этим, иначе бы не называли его гением.
Мультфильмы Уолта Диснея также неразрывно связаны и с музыкой. Начиная с «Пароходика Вилли», в лентах мультипликатора музыка начинает играть очень важную роль, что, конечно, неудивительно для человека со звуковым вектором, который воспринимает мир через ухо. Музыка — это не просто фон для диалогов героев. Она занимает центральную часть мультфильмов гения: многие песни живут в памяти зрителей и по сей день. Мультфильмы Уолта Диснея — это мир гармонии между изображением и звуком.
С этой точки зрения особого внимания заслуживает «Фантазия» 1940 года, представляющая собой попытку передать музыку в цвете, подчинить рисунок музыкальному контексту. Уолт Дисней берет произведения величайших гениев музыки — Баха, Чайковского, Бетховена, Стравинского и прочих гениев. «Фантазия» — это мультфильм-ассоциация, мультфильм-абстракция, который был осмеян критиками того времени и признан эталоном безвкусицы. Однако уже в 60-х годах эта лента получила более высокую оценку. В «Фантазии» впервые звучит стереозвук. Само музыкальное сопровождение к мультфильму было записано Филадельфийским симфоническим оркестром под руководством Леопольда Стоковского.
Новаторство Уолта Диснея не ограничилось одним лишь звуком. В его мультфильмах впервые были использованы трехпленочные киносъемочные аппараты для трехцветного процесса «Техниколор». Студия Дисней долгое время была единственной, кто использовал данную технологию, запатентовав ее.
Новатор Уолт Дисней ценил в людях, которые работали на его студии, оригинальность и умение предлагать идеи. Он брал к себе в работники таких же, как и он, — одаренных обладателей звукового вектора — и всячески поощрял их за новые решения и оригинальные трюки. Чуть позже одним из проектов Диснея станет университет для творческой молодежи, которому, увы, не было суждено реализоваться при жизни гения.
Основные темы в творчестве Гения
Одной из главных тем произведений Уолта Диснея становится тема семьи. Многие его герои — сироты, потерявшие самых близких людей — родителей (часто мать). Отсутствие матерей во многих работах Диснея часто вызывало толки и пересуды среди зрителей… вплоть до обвинения мультипликатора в сексизме. Однако за этим кроются несколько иные причины.
Первая причина — в своих лентах Уолт Дисней хотел показать, как меняется и растет личность его героев. Утрата родителей (и особенно матери) лишает героя беззаботного детства и ставит перед необходимостью взросления. Теперь он должен научиться брать на себя ответственность. Он сталкивается с жизнью и, несмотря ни на что, выстаивает и побеждает.
Еще одна причина отсутствия матерей во многих лентах Диснея связана с личными переживаниями мультипликатора. Дело в том, что в 1938 году в жизни гения случилась трагедия — от утечки газа погибла его мать, самый близкий и самый важный человек для каждого обладателя анального вектора. Уолт Дисней чувствовал себя виноватым в этой трагедии, ведь именно он приобрел для родителей дом, который требовал серьезного ремонта. Мать Диснея нередко жаловалась на проблемы с газоснабжением, но мультипликатор всегда откладывал решение данного вопроса на потом, что в конечном счете привело к трагедии.
Уолт Дисней чувствовал свою вину и не мог смириться с утратой. Тема потери матери стала для него очень болезненной. Вероятно, именно с этими мыслями в 1941–42 гг. он создает мультфильмы Дамбо и Бэмби, главным мотивом которых становится потеря матери.
Что касается другой стороны «сексизма», приписываемой Уолту Диснею, то она связана с типичным восприятием женщины мужчиной с анальным вектором. Как и большинство анальников, Дисней, с одной стороны, боготворил женщин и восхищался ими, но с другой — имел патриархальные взгляды. Мужчина — добытчик, глава семьи, отец. Женщина — мать и жена, в чьи обязанности входят быт и дети. Именно поэтому он не принимал на свою студию женщин-мультипликаторов, полагая, что с этой работой мужчина справится лучше.
Сам Уолт Дисней женился на прекрасной Лилиан Боундс — девушке с кожно-зрительной связкой. Долгое время Лилиан Боундс, как и многие кожно-зрительные женщины, не могла забеременеть. Несколько ее беременностей закончились выкидышами. В конце концов через 8 лет пара смогла завести ребенка — на свет появилась малышка Дайана Мэри. Вторую девочку Диснеи удочерили, дав ей имя Шэрон Мэй.
Для мужчины с анальным вектором, каким бы гением он ни был, семья остается приоритетом. Все свое свободное время Уолт Дисней посвящал красавице жене и дочкам. Именно во время очередной прогулки гению пришла в голову мысль создать парк для детей и взрослых — Диснейлэнд.
Уолт Дисней любил мечтать и, что самое главное, любил воплощать свои мечты в жизнь. Этому, собственно, и учит гений своих зрителей в каждом из своих мультфильмов. Как бы ни было трудно, ты должен найти в себе силы справиться, выстоять среди любых невзгод и одержать верх над злом — как бы говорит Дисней. Неслучайно все его произведения заканчиваются «хэппи-эндом». Гений не любил плохих концов, поэтому до сих пор эта традиция сохраняется во всех мультфильмах и фильмах его студии.
Уолт Дисней
Однако себя Уолт Дисней не щадил, как это часто происходит с гениями со звуковым вектором. Его конец жизни весьма трагичен — гениальный мультипликатор умирает от рака легких (после чего студия Дисней полностью отказывается от изображения в мультфильмах сигарет и курящих людей).
Однако дело Уолта Диснея продолжает жить и по сей день. Студия вновь и вновь радует своих зрителей прекрасными сказками, которые вдохновляют и призывают никогда не отказываться от себя и своей мечты, как это делал «диктатор» мультипликации.
Корректор Евгения Лицкая
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»