Легендарная и реальная Жанна Д’Арк

Новейшая история не представляет предмета более трогательного, более поэтического жизни и смерти орлеанской героини.
А. С. Пушкин

Жанна Д’Арк, покровительница Франции и военных, официально канонизирована указом папы Бенедикта XV и причислена к лику святых лишь в 1920 году. При этом рассказы об Орлеанской Деве, обрастая легендами, передавались из поколения в поколение с 15-го века,. Образ Жанны волновал многих писателей, историков, режиссеров и даже музыкантов. В каких только жанрах не творили почитатели этой необыкновенной девушки! Существует по меньшей мере три художественных фильма, несколько мюзиклов, в том числе рок-опер, и несметное число книг художественных и исторических, посвященных ей.

Главная загвоздка в разборе личности Жанны Д’Арк состоит в том, что, во-первых, события, в которых непосредственно участвовала Орлеанская Дева, датируются 15-м веком, то есть это на самом деле «дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой». Унать о Деве мы можем только из письменных источников, различных описаний Жанны людьми, якобы бывшими с ней знакомыми. Как она выглядела, мы тоже точно знать не можем. Все портреты Жанны скорее плод воображения художников. Если верить историческим свидетельствам, Орлеанская Дева не раз говорила, что никогда не позировала перед художниками.

Поэтому неудивительно, что можно найти исторические исследования в духе «А существовала ли вообще Жанна Д’Арк?» или «Реальная история Жанны Д’Арк», во многих из которых девушке приписываются невероятные вещи вплоть до королевского происхождения и обвинений в тайной борьбе за престол.
Легендарная и реальная Легендарная и реальная Жанна Д'Арк картинка
Во-вторых, есть еще одна проблема, которая так или иначе встает перед нами, — обрастание образа Жанны различными домыслами. Орлеанская Дева настолько прочно вошла в сознание христиан, что отделить Жанну настоящую от Жанны канонизированной кажется практически невозможным. Вторая отличается от первой размытостью образа и стиранием всякой индивидуальности. Канонизированная Жанна по описаниям ничем не отличается от иных святых, так как ей приписываются типичные христианские черты, добродетели и деяния.

Вот почему рассказывать о Жанне Д’Арк сейчас — это значит столкнуться с большим количеством проблем и стереотипов. Как же быть? Некоторые историки, занимающиеся изучением личности Жанны Д’Арк, посвятили огромные труды этому вопросу, отделили зерна от плевел (например, В. И. Райцес в книге «Жанна Д’Арк»). Мы попробуем переосмыслить то, что до нас дошло, и проанализировать образ Девы с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Хочется оговорить один момент. Нас будут интересовать не столько военные подвиги Жанны, сколько ее личность. Именно это позволит понять, почему за Орлеанской Девой с таким воодушевлением пошли люди и сам король, почему этот образ до сих пор жив в наших сердцах.

Итак, Жанна родилась в семье простых крестьян Жана Д’Арка и его жены Забилле в небольшом местечке восточной Франции, именуемом Домреми. Семья девочки была уважаемой, что в то время было немаловажно. Наравне с Жанной у Д’Арков были еще два сына и дочь.

Многие односельчане и родственники будущей Девы рассказывали про нее одно и то же: девочка ничем не выделялась среди других детей, прилежно ходила в церковь, помогала родителям по дому. В общем-то и все. Типичный портрет крестьянки того времени, который мало говорит о каких-то психологических особенностях Жанны. Одна подруга детства расскажет: «Она была воспитана в христианской вере и преисполнена, как мне кажется, добронравия. Она охотно и часто посещала церковь, раздавала милостыню и была настолько добродетельна, проста и благочестива, что я и другие девушки говорили ей, что это уж слишком». Другие знакомые добавят: «У нее были ловкие руки и доброе сердце». О ловкости рук скажет и сама Жанна на допросе в Руане, гордо заявив, что по умению ловко плести полотна она обгонит любую руанскую пряху.

Ловкость рук — отличительная черта обладателей кожного вектора. Только у них тонкие пальчики, которые могут удивительно сноровисто выполнять ту работу, которая вгонит в ступор иного анальника или мышечника. Добронравие, добродетельность — это все особенности зрительного вектора, который проявлялся в Жанне способностью к состраданию, а также наделял ее мечтательностью и впечатлительностью.

Реальная Жанна Д'Арк картинка

Нередко в источниках пишут о видениях Жанны. Чтобы оценить этот момент, нужно понимать мировоззрение людей Средневековья. Дело в том, что в те времена (начало 15-го века) влияние церкви на умы людей было очень сильным, особенно на умы простых крестьянах, которые и премудростей-то никаких не знали, кроме молитв да сказаний. Мать Жанны научила ее трем молитвам — это и было все образование девушки. Более того, быт крестьян того времени был тесно связан с большим количеством суеверий и легенд. Так, например, недалеко от Домреми находилось дерево, именуемое Деревом Фей, возле которого ежегодно на праздник собирались девушки (в том числе и Жанна), пряли венки и проводили обряды. А еще была легенда о Лотарингской Деве, которая должна спасти бедствующую Францию. Сказание передавалось из уст в уста и было очень популярным в то время. На впечатлительную Жанну, как и на многих других девочек, это не могло не оказать влияния.

Если проанализировать описания Жанны, которые дошли до нас, то можно предположить, что у Орлеанской Девы был кожный, зрительный и звуковой вектор, а это значит, что к некой зрительной впечатлительности, суеверности и экзальтированности прибавлялись и чисто звуковые «заморочки» — такие, как поиск смысла жизни, поиск Бога и своего предназначения. Часто пребывая внутри себя, звуковики любят иногда разговаривать с собой, слушать свой внутренний голос. Это объясняется интровертированностью обладателей звукового вектора. Если девушка на самом деле совершала те подвиги, которые ей приписывают, то становится очевидно, что душевнобольной Жанна Д’Арк не была. Множество из них можно объяснить христианским мистицизмом и желанием приблизить образ Девы к Лику Святых.

К этому можно добавить очень точное замечание Райцеса: «Средневековье изобиловало разного рода видениями, и визионерское воображение воспринималось не как аномалия, а как естественное явление». То есть то, что к людям могли являться во сне или наяву во время молитвы или еще когда ангелы, считалось обычным делом, ибо во всевозможных житиях, легендах постоянно об этом упоминалось. Христианство было склонно к мистицизму. Поэтому можно предположить, что тринадцатилетняя Жанна, внезапно услышавшая свой внутренний голос и обладавшая чрезмерной зрительной впечатлительностью, растолковала это явление как обращение к ней самих ангелов.

Вы скажете, если голоса Жанны Д’Арк — это лишь плод воображения, то как объяснить, что они ей помогли добраться до Шенона, одержать победу в битве под Орлеаном, короновать дофина и предвидеть его предательство и последующий за этим плен? Скорее всего, многое из легенд преувеличено. Но стоит отметить, что преданный своей идее кожно-звуковой фанатик, коим была Дева, может добиться в своем деле многого, так как непоколебимо верит в исполнение желаемого.

Домреми. деревня Жанны, находилась как раз в том месте, через которое проходили все новости о войне. Все жители постоянно были в курсе того, что происходило в стране. Знала об этом и Жанна. В поисках смысла своего существования кожно-звуковая связка девушки привела ее к открытию-догадке: быть может, она та самая Дева из легенды, которая спасет Францию?
Жанна Д'Арк картинка
Так Жанна в поисках себя нашла достойное своей личности призвание: ни много ни мало, а спасение дофина и всей Франции. Но если у кого-то такие фантазии остаются лишь фантазиями, то Жанна, достигнув 17 лет, приступила к их реализации.

Прежде чем мы двинемся дальше, хочется упомянуть о том, что многие «предзнаменования», которые голоса якобы посылали Жанне, часто и неизменно описываемые авторами художественных произведений и режиссерами фильмов, не что иное, как легенды, которые были созданы при канонизации Орлеанской Девы, что весьма типично для любых жанров жития. Настоящие же послания ангелов к Жанне носили весьма рациональный характер и ничего сверхъестественного не предсказывали. Это были вполне логичные выводы. Ведь несмотря на то, что девушка была лишена какой-либо магической силы, которую ей всячески приписывают, она оставалась очень одаренным человеком, даже в какой-то мере гениальным, что подтверждается при ее допросе в Руане.

Ее ответы на хитросплетенные вопросы священников и судей поражают своей меткостью, остротой, искрометным умом и мудростью.

Например, на вопрос о том, ненавидит ли Бог англичан, Жанна ответила: «Я ничего не знаю о любви или ненависти бога к англичанам, как и о том, что он сделает с их душами. Но я твердо знаю, что они будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто здесь погибнет, и что бог пошлет французам победу над англичанами». Здесь чувствуется непоколебимая уверенность в себе и в своей идее. Ни грамма сомнения. Многие ответы простой крестьянской девушки заставляли удивляться даже ученых мужей, а некоторых даже вводили в неистовство своей откровенностью, дерзостью и одновременно неоспоримостью.

Посмотрим на то, как описывал Жанну один из очевидцев:

«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы, [хотя] лицо у нее обычно веселое. С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении». В этом описании можно увидеть проявления всех векторов Жанны. Природная склонность к экономности и ограничению (в том числе в питье и еде) кожного вектора плюс стройное телосложение; нелюбовь к многолюдным сборищам звукового вектора; способность сострадать, сопереживать (лить слезы), эмоциональность зрительного вектора.

Как скажет сама Жанна, среди солдат и на поле боя мужской костюм больше защищал ее, нежели подвергал опасности. А если учесть, что женщин всегда воспринимали на порядок ниже мужчин, Дева пыталась быть равной им.

Осталось ответить на вопрос: как удалось простой крестьянке Жанне завоевать любовь и веру такого количества людей? Как она смогла добраться до дофина? Как смогла добиться серьезного к себе отношения?

Это все получилось именно благодаря природным свойствам Жанны, обусловленным кожным и звуковым векторам. Дело в том, что кожные звуковики могут иметь сильнейшее влияние на людей. Кожный вектор задает качества лидера, руководителя. Звуковой вектор дарит возможность убеждать, внушать. Любые слова из уст кожного звуковика звучат более чем убедительно, особенно для людей со зрительным вектором.

Люди были лишены надежды и измотаны бесконечными поражениями, дофин Карл был раздавлен и не уверен в себе. Все ждали чуда — и появилась кожно-звуковая Жанна, которая несла в себе воплощение того, чего так долго не хватало измученным французам. И все поверили, воодушевились, пошли за этим прекрасным образом и стали одерживать победы одну за другой. Удивительная Дева и общая вера в чудо смогли поднять боевой дух страны, заставили поверить в победу. А это стоит многого.
Легендарная Жанна Д'Арк картника
К сожалению, люди, опережающие время, часто подвергаются гонениям. Еще только вчера совершившая чудо Жанна сегодня уже стала не нужна. При дворе ее боялись, Карл старался не давать ей свободы действий. Он слишком был перепуган резкими шагами Орлеанской Девы к победе. В конце концов, когда Жанна начала представлять угрозу, Карл испугался и буквально продал ее англичанам и бургундцам. А дальше оставалось дело за малым — уничтожить не только саму девушку, но и все легенды, которые распространялись о ней со скоростью звука.

Но и эта, казалось бы, простая вещь оказалась непростой задачей. Церковь и англичане долго и изнурительно допрашивали Жанну, пытаясь обернуть собственные слова девушки против нее самой. В итоге Дева отправляется на костер, так и не отказавшись от своих идей.

Но воодушевление народа, которое смогла воскресить в сердцах людей Жанна, не спадало. Через семь лет после ее смерти война, длившаяся сто лет, заканчивается, и французы навсегда изгоняют англичан из своей страны.

Статья написана по материалам онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

33 комментария:

  1. Очень интересный выбор темы и разбор! А почему именно кожные звуковики оказывают большое влияние на людей? Что в этой связке важно?

    • Juda Iskariot

      Ната, кожный вектор – прирожденный лидер, звук дает умение создавать идеи. кожно-звуковой человек очень часто настолько одержим своими идеями, что кажется чертовски убедительным. А тут еще его лидерство: волей-неволей под знамена встанешь.

  2. Ирина Каминская

    Интересно, считала, что она уретральная вождица…

    • Juda Iskariot

      Да, кожные звуковички, как мне кажется, несколько похожи на уретральниц, поэтому можно спутать. но тут разные корни и причины. Уретральники – вожди по природе с етырехмерным либидо, а тут идейная несколько фанатичная асексуальная девочка.

  3. Здравствуйте!
    Однако, мне кажется, что в Вашей статье есть противоречие. С одной стороны, Вы полностью отвергаете “легенды”, в которых говорится о способностях предвидения Жанны, объясняя это тем, что всё “преданья старины глубокой” и верить этому нельзя. С другой, Вы опираетесь на слова Жанны, сказанные на допросе, приводите их в пример того, что Жанна обладала немалыми ораторскими способностями. Почему одним рассказам, по-Вашему, верить нельзя, а другие Вы берёте за основу?
    И почему так категорично отметаете магическую составляющую? Ведь именно в древние времена люди были ближе к природе, земле, слышали её и, как следствие, обладали магическими способностями. Средневековые гонения на ведьм – это тоже “преданья старины глубокой” и там гоняли не ведьм, а кого-то другого? И ведьм вовсе не было? Ведьмы, ведуньи, волшебницы, колдуны… Причём женщин-колдуний, неизменно, всегда было больше, чем мужчин-колдунов, которые в основном были в средние века, когда все поголовно искали философский камень. Ведуньи этим не занимались. Они издавна занимались лечением, потому что именно женщины занимались собирательством растения с древних времён и, конечно же, изучали свойства растений, учились варить зелья.
    Так почему же Вы вообще отвергаете возможность существования таких людей? А как же Ванга, Мессинг и другие известные люди, обладающие необычными способностями? На мой взгляд, было бы интересно, наоборот, провести исследование с точки зрения СВП, какие вектора преобладают у таких людей.

    • Juda Iskariot

      Уинни, слова с допроса – это документы, сохранившиеся до сих пор. Т.е. сам допрос был полностью запротоколирован. Отметаю я всякие литературные произведения и всякие жития, т.к. у всех произведений жанра бытия некоторые моменты – закон жанра. Почитайте, например, житие Петра и Февронии, где вводится фольклорный сюжет про змия и пр. магические вещи. Т.е. я не ставлю знака равенства между серьезными документами и литературными выдумками христиан. Это несколько разные вещи.

      “Средневековые гонения на ведьм — это тоже «преданья старины глубокой» и там гоняли не ведьм, а кого-то другого? И ведьм вовсе не было?”
      Я писала про гонения на ведьм вот тут: http://www.yburlan.ru/biblioteka/o-vedmah Или вы в серьез считаете, что все женщины Европы, сгоевшие на костре, были ведьмами?
      Ванга – не колдунья, а просто человек, обладающий особенной чувствительностью, которая никак не соотносится с нашими представлениями о магии. Все вполне объяснимо с точки зрения современной науки. Кстати, если я не ошибаюсь, статья о Ванге есть.Обычно это люди с обонятельным вектором. Это мы из подсознательного страха им приписываем мистические способности.

      • Спасибо за ответ и на мои незаданные вопросы. Да, нафантазировать можно что угодно. Зрительникам это труда не составляет. А вот использовать способности зрительного вектора на сочувствие и любовь гораздо сложнее. Так и получается путаница в событиях и жизни в целом, и в нашем восприятии мира в частности.

  4. Я тоже считала, что Жанна с уретральным вектором. То, что ей являлись ангелы – закономерно с т.з. церкви, канонизировавшей ее. Если рассмотреть биографию любого Святого, им всем были видения. А как же иначе они “соединялись” со Всевышним, который в последствии принял их к себе? Так что здесь церковь хорошо научилась, задним числом, подыгрывать зрительникам и звуковикам.

  5. Замечательный разбор! Будто я ее увидела воочию! :))
    Девы-визионерки – частый персонаж Средневековья, а тут еще и Дева-рыцарь, предводитель ) И ее асексуальность, свойственная кожно-звуковой связке, как раз и спасала ее в обществе мужчин, возвышала, наделяла в их глазах сверхъестественными способностями.

    • Juda Iskariot

      Наталья, причем, как я знаю, есть житие какой-то святой (вроде той же Маргариты), которая переоделась в мальчика. Но Жанну, конечно. очень уважали мужчины, т.к. она не вела себя “по-бабски”.

  6. Наталья Баскакова

    а вот интересно :))
    судя по всему, вектора девушки были довольно развиты
    за счет чего?
    особенно звук?

    • Juda Iskariot

      Наталья Баскакова, интересный вопрос, кстати. Я думаю, в те далекие времена нехватки были меньше и развивать вектора было проще. К сожалению, мы не знаем, чем еще занималась Жанна, кроме как пряла да в церковь ходила. Хотя если дома никто не орал и родители были нормальными, то отчего бы ему не развиться?)

  7. Лариса

    Вера, не простую задачу ты перед собой поставила – разделить легендарную и реальную Орлеанскую Деву, и проанализировать личность реальной Жанны д`Арк. Но тебе это удалось. Спасибо за интересную статью!))

  8. Елена Шахова

    В своё время я очень впечатлилась работой Инны Чуриковой – её воплощение Жанны эмоционально сильная вещь.

  9. Светлана Наумова

    Храбрая девушка, легендарная, противоречий много, но по-другому воспринимается со знаниями системно-векторной психологии..

  10. Галина

    Поскольку Жанна была прекрасной ткачихой, то можно с уверенностью утверждать, что этой работой в семье занималась именно она. Под такую механическую работу, когда “руки сами делают” прекрасно думается, вот и возможность для развития звукового вектора.

    • Juda Iskariot

      О, отличное замечание, Галина!

    • “… Под такую механическую работу, когда «руки сами делают» прекрасно думается…” Замечание просто как вспышка! Ещё один фрагментик в картину мира. Спасибо, Галина! Именно так и развивается сосредоточение, а не на горе Афон!

  11. Айгуль

    а я считаю,что она уретральная

  12. Nauru wczasy

    Iˇ¦ve learn a few good stuff here. Definitely price bookmarking for revisiting. I surprise how so much attempt you put to make this sort of great informative web site.

  13. Анастасия

    Juda Iskariot, огромное спасибо Вам за проделанную работу!

    • Juda Iskariot

      Спасибо) я рада, что вам понравилась статья. писала ее с душой, т.к. Жанна Д’Арк – мой любимый образ.

  14. nouveau maillot de foot pas cher

    Thanks designed for sharing such a fastidious thinking, article is fastidious, thats why i have read it entirely

  15. здравствуйте, а не могли бы Вы дать ссылку на статью про Вангу?

    • Juda Iskariot

      Здравствуйте, Дарья. Я не писала статьи о Ванге, поэтому нужно поискать в гуцгле. Думаю, кто-нибудь обязательно писал на эту тему

  16. “…В этом описании можно увидеть проявления всех векторов Жанны…”
    Вот так в одном абзаце – вся жизнь и предназначение. Жанна реализовалась на все сто!

  17. Как же схож кожно-звуковой фанат с уретральником, после разбора соглашусь, что вы правы, больше все же кожно-звуковая идея ведет Орлеанскую деву на такие действия и до конца. Преклоняюсь перед этой бесстрашной личностью и ее реализацией.

  18. Екатерина Б.

    Никогда бы не поверила, что такая хрупкая Кожно-Зрительная девушка способна на такие подвиги. Спасибо за такой подробный разбор, очень интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *