Загадка №3. Почему японцы перестраивают храмы?

В одном очень живописном уголке Японии располагается небольшой городок Исэ, главной достопримечательностью которого считается древнейший синтоистский храм, построенный в честь богини Аматэрасу Омиками. Храм Исэ дзингу является центром религии Синто и объектом массового паломничества уже более двух тысяч лет. Все самые ценные и самые древние реликвии синтоистской культуры хранятся именно здесь.

Когда мы решили отправиться в город Исэ, я с трепетом ждала встречи с Храмом. Мне всё думалось: если этому месту более двух тысяч лет, то какой древней и ветхой должна быть сама постройка! Но, когда мы прибыли на место, моему удивлению не было предела: все здания храма Исэ были совершенно новыми. Оказалось, совсем недавно — в 2013 году — Исэ дзингу перестроили и, что особенно интересно, перестроили в очередной раз. И в этом не было бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что самый древний храм разбирают и возводят снова и снова каждые 20 лет! И эта традиция тянется еще с 690 года. Сколько же перестроек пережил самый древний храм Японии?!

Храм Исе

Мы все привыкли, что древность — это самая большая ценность. Люди с трепетом относятся ко всему старинному: кто-то скупает на аукционах за бешеные деньги антиквариат, кто-то с удовольствием ходит в музеи и с любопытством рассматривает древние реликвии — откопанные, трепетно хранимые и охраняемые. Что уж говорить о памятниках архитектуры, на которые мы раз за разом смотрим с восхищением! Особенно это касается различных церквей и храмов, старейшие из которых вызывают если не уважение и священный трепет, то подлинный интерес. Собор XIII века, ставкирка X века, храм XVII века… Когда мы слышим, сколько лет тому или иному святилищу, чувствуем непреодолимый восторг: сколько истории оно в себя впитало, сколько эпох пережило! Уж где еще, если не здесь, обитать священному духу.

В наши представления о жизни никак не вписывается тот факт, что где-то так легкомысленно могут относиться к истории, как это делают в Японии. Ведь постоянным перестройкам подвергается не только Исэ дзингу. Такая же участь постигает и другие древние храмы Страны восходящего солнца: храм Сумиёси в Осаке перестраивается раз в 30 лет, а храм Идзумо в Симанэ — раз в 60 лет. Зачем и почему делают это японцы — очередная загадка для европейского человека.

Возможно, причина в особенностях менталитета Японии. Но для начала хочется ответить на вопрос: почему же для многих из нас так важно сохранять древности?

Есть определенный тип людей, для которых прошлое является главной ценностью. Это обладатели анального вектора. В силу особенностей своего психического люди с анальным вектором обращены назад, в прошлое. «Раньше было лучше!» — твердо считают анальники. У них очень хорошая память (их, кстати, нередко называют «злопамятными»), и их прельщает всё, что связано с историей, со стариной, с воспоминаниями. Так, человек с анальным вектором с трепетом хранит фотографии, открытки, письма, тетрадки, дневники — всё, что, так или иначе, напоминает о прошлом. Со старыми вещами обращается очень трепетно, расстается с большими мучениями: чем вещь старее, тем она ценнее. Так, например, человек с анальным вектором будет трепетно любить какой-нибудь ветхий свитер двадцатилетней давности, побитый молью. Тогда как другие люди давно бы избавились от подобной вещи, анальник скажет: «Я столько пережил с этим свитером! Он мне очень дорог!»

Почему в Японии перестраивают храмы?

Все эти свойства человека с анальным вектором (а также склонность к аналитическому мышлению) позволяют ему копить и систематизировать знания. Это очень важно, ведь кто-то должен передавать накопленный опыт и знания следующим поколениям. Недаром человек с анальным вектором не ходил на войну и охоту, а занимался обучением юных бойцов. Он учитель от природы. Это его видовая роль. Именно такие люди стремятся сохранить что-то для последующих поколений, передать свой опыт. Они создают грандиозные работы по чему бы то ни было: по истории, философии, литературоведению, психологии и психиатрии, физике, химии и пр.

Одним словом, роль анального вектора в сохранении истории нельзя переоценить. Именно такие люди занимаются реконструкциями, создают музеи, всеми силами стремятся сохранить памятники архитектуры: и затонувшие корабли со дна озер поднимают, и квартиры писателей пытаются донести до наших дней в первозданном виде, и именно благодаря деятельности таких вот людей новостройки еще не окончательно вытеснили исторические части городов…

Но у самобытных японцев всё всегда «не как у людей». Сказать, что жители Японии никогда не стремились хранить традиции и не относились с трепетом и уважением к старине — значит оскорбить эту нацию. Ведь именно японцы известны на весь мир великим множеством ритуалов и обрядов, которые возникли в Стране восходящего солнца еще в незапамятные времена, когда многих цивилизаций и не существовало. Однако Япония, в силу особенностей исторического развития, получила уникальный менталитет, который, несомненно, накладывает печать на все, происходящее в этой стране.

Японский менталитет, как говорилось в предыдущих статьях, — кожный. Но не такой, как, например, западных людей: ведь его свойства направлены «внутрь». Напомним, что каждый вектор обладает 36 свойствами, каждое из которых имеет два направления реализации — внутреннее и внешнее. Проведя значительную часть времени в изоляции, Япония лишилась внешней реализации, потому ее менталитет имеет лишь внутреннюю сторону развития. Вспомним также и о том, что японский менталитет имеет звуковую надстройку, благодаря чему эта нация так манит искателей смысла жизни в погоне за познанием тайн бытия.

Почему перестраивают храм Исе?

Как всё это влияет на перестройку храмов?

Согласно представлениям, отраженным в государственной религии Японии — синтоизме, — боги не любят ветхости и старины и нуждаются в постоянном обновлении. Очень кожное представление. Старое здание (даже если ему всего-то 20 лет в обед) якобы убивает божественную энергию жизни, что может неблаготворно сказаться на жизни страны: ведь, если покровители не имеют достаточной энергии, они не смогут оберегать жителей и выполнять свои функции. Более того, по представлениям жителей Страны восходящего солнца в ветоши заводятся злые духи, что тоже негативно сказывается на жизни храма.

Одно из основных свойств кожного вектора — стремление к новизне, обновлению. Кожники не любят старое (если только это старое не стоит больших денег), не испытывают перед ним священный трепет, а наоборот, пытаются избавиться от него, заменить чем-то новым. С другой стороны, звуковое восприятие жизни наделяет японское стремление к новизне особым смыслом. Ведь природа существует по принципу цикла: рождения, смерти и перерождения. Для того чтобы пришла весна, должна наступить и зима — чтобы пришло перерождение, нужно пережить смерть. Потому, чтобы «омолодить» богов и их силы, нужно разобрать храм и возвести новый.

Подготовка к «омоложению богов» храма Исэ длится более 8 лет и сопровождается всевозможными фестивалями (более 30 фестивалей!!). Ведь перестройке подвергаются не только два основных здания храма, но и 14 второстепенных построек, а также 65 строений, имеющих непосредственное отношение к святилищу (ворота и многое другое). Одновременно с этим переделываются и божественные вещи: одеяния богов, их расчески и сокровища — музыкальные инструменты, оружие и многое другое — общее количество превышает 1,5 тыс. наименований!

Таким образом, перестройка храма — мероприятие достаточно серьезное и энергозатратное, и трудятся над ним лучшие мастера (и абсолютно бесплатно).

Материалы разобранного храма в Японии не уничтожаются, а находят себе новое применение. Практичные, по-кожному экономные японцы используют материалы старого храма для строительства других храмов и прочих объектов: ведь за 20 лет дерево еще не успевает испортиться, а уникальная технология строительства Исэ дзингу практически не портит внешний вид материала. Таким образом всё в Японии получает вторую жизнь после смерти.

ise4

К причинам перестроек святилищ добавляется особенное, истинно звуковое, восприятие самой идеи храма: ведь для японцев здание храма — лишь постройка, внешняя оболочка, каким для человека является его тело. А любая оболочка не вечна.

Храм — это сама идея, его сущность, его боги — то, что недоступно человеческому глазу: это лишь можно почувствовать, ощутить. Поэтому, раз за разом перестраивая здание очередного храма, жители Страны восходящего солнца не считают, что возводят новое строение. Для них это один и тот же храм, первоначальный, оригинальный. Меняется лишь оболочка — внешнее, тленное. Сама же сущность остается неизменной.

Оттого и считается храм Исэ самым древним — ведь, несмотря на то, что с 690 года последовательность обновления зданий была нарушена лишь дважды (в годы междоусобных войн и после окончания Второй Мировой Войны), сущность храма, его традиции и обряды, его ритуалы и его боги остались прежними. А о древности этого места напоминают величественные криптомерии, которые растут здесь многие и многие века, гигантские карпы, которые живут в священных озерах не один десяток лет, да сам дух этого места, поражающий своей мудростью и величественностью.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
 Корректор Валерия Старкова

3 комментария:

  1. Екатерина Б.

    Очень интересное проявление Кожного менталитета: “обновлять” и перестраивать храмы каждые 20ть лет. Тягу к новизне и к изменениям из Кожи ничем не выбить. Плюс, ещё надстройка Звукового вектора, которая придает этому мероприятию “особый смысл”. Замечательная статья, спасибо.

  2. Красуля Наталья

    “…Храм – это сама идея, его сущность, его боги – то, что недоступно человеческому глазу: это лишь можно почувствовать, ощутить…” Ну вот! А как же ещё можно объяснить возможность перестраивания. Здорово! И никаких рамок. Обновление это есть хорошо!

  3. Мастер

    Регулярная перестройка храма в Исэ – способ избежать новое, запретить и уничтожить даже малейшую возможность новации. Это идеальный пример консерватизма – постоянного строительства без всякого проектирования. Здесь нет ничего “недоступного глазу”, напротив, всё предельно явлено, причём навсегда и в неизменной форме. Строительство не через 20 лет возобновляется, оно не прекращается никогда – это форма ритуала. Обратите внимание на то, что площадок принципиально ДВЕ – идентичных, с одной на другую копируется образец. Потом – со второй на первую и т.д. Сакрален образец, т.е. воплощённая на нём форма – она и переносится. Но сакрально всё – каждая деталь и узел. Человек не имеет права ничего внести вольно, а для того, чтобы не внёс невольно и существует ритуальное воспроизведение образца. А период связан с состоянием материала в тёплом влажном климате. А также с необходимостью воспроизводства носителей культа, обучающихся на строительстве – принцип средневековой “строительной деревни”. Отбросьте фантазии о новизне или обновлении – это воспроизводство, причём, с европейской точки зрения, довольно унылое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *