В современном мире кризисы наступают друг другу на пятки. Финансовые проблемы, политические беспорядки, болезни, увольнения, сообщения о смерти. Телевизор ежечасно бомбардирует нас тревожными новостями, еще больше усиливая стрессовую ситуацию. Обострились личные взаимоотношения — только и слышишь от знакомых: «А знаешь, эти расстались. А эти собираются».
Нужна психологическая устойчивость, чтобы адаптироваться к лавине пугающих и давящих событий. Конечно, не все реагируют глубоким депрессивным состоянием в это кризисное время, но многие жалуются на потерю энергии и плохое настроение.
Фуга хронического стресса
Внутри пусто, уныло, безжизненно, безвкусно. Меня ничего не радует, не интересует, не удивляет. Если слово «испытывать» образовано от слова «пытка», то это оно — пытка изображать для других то, что не чувствуешь. Фальшивая радость, вялый интерес, вымученное внимание. Жизнь требует от меня танталовых усилий, и в своей мерзлой пустыне я имитирую, что живу, хотя давно нужно бы признаться самой себе: «Я не справляюсь».
За окном «бабья» зима. Со слякотью, перепадами температур, сыростью и серостью. Она моросью и туманом незаметно просачивается и в мое настроение. Теперь она как «праздник», который всегда со мной». «Праздник», на который приходят особые «гости» — усталость, беспокойство, апатия, одиночество, хандра, подавленность, тоска. И каждый «гость» исполняет свою музыку.
Блюзовое настроение
Грозит увольнение с работы, расставание с подругой или даже просто заболел пес или любимая кошка — события, печальные мысли и сожаления, как тягучие звуки саксофона, замешивают «блюз» глубоких душевных переживаний. Мир надолго теряет краски, а человек — силы, когда на душе обида, раздражение, обвинение, разочарование. Это не депрессия — это сигнал недовольства самим собой, другими людьми и тем, как несправедливо устроен мир.
«Чего я добился?» или «Почему меня не любят, не уважают?» На эти вопросы можно найти ответы, если не завязнуть в монотонности их мысленного повторения. В этих вопросах есть «хочу», есть желание, которое понятно и можно исполнить. Получить. Как в детстве.
Соседская девочка, рыдающая так громко и долго, что не подойти невозможно.
— Что с тобой случилось?
— Мама не купила куклу.
Здесь список можно продолжать: не купили пирожное, платье, велосипед, не похлопали за стихотворение, когда слез с табуретки, не взяли в гости и т. д. Родители знают: плохое настроение детей ненадолго. Их внимание можно быстро переключить, а если дать желаемое, то и вовсе все обиды, упрямства, капризы тут же исчезнут.
Так же и взрослые. Если желание определенно, материально, то его можно компенсировать. Человек получает желаемое — деньги, славу, уважение, красоту, почет, знания, семью, — и его страдания прекращаются. Он испытывает позитивные эмоции и снова на некоторое время доволен жизнью.
Сложность в том, что мы выросли, и теперь все, что желаем, надо добывать самим. Это расстраивает, особенно потому, что сам иногда не понимаешь, что мучает, чего хочется? Иногда это сильный голод по удовольствиям, или мало тепла, или хотим любви, или богатства. После прохождения тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана начинаем понимать, какие желания лично для нас важны и первостепенны. Например, человек с кожным вектором считает, что у него депрессия. Ему дали столько денег, сколько он хотел. Депрессия ушла. Женщина со зрительным вектором страдает от неразделенной любви. Ей дают того мужчину, которого она хочет. Теперь у нее депрессии нет. Тренинг структурирует знания о себе, и от абстрактного плохого настроения и ощущения хронического стресса мы переходим к действиям, к решению проблем, стремимся к реализации желания.
Шансон пустоты
Депрессия, тяжелейшее состояние, которое испытывают лишь люди, обладающие звуковым вектором, — это болезнь отсутствия желаний.
«Я не знаю, что хочу, и ничего из того, что существует в материальном мире: ни внимание, ни ценности, ни карьера, ни женщина, — не могут вывести меня из пустоты безучастия, равнодушия, одиночества и холода. Мои желания — это бессознательный стон из глубины сердца, вопрос о смысле жизни, на который я не нахожу ответа…»
Такое состояние может длиться годами: звуковик заглушает боль души длительным сном, алкоголем, наркотиками, тяжелой громкой музыкой.
Адское дно депрессии — это обесточенность, нечувствительность, «температура полного нуля». Для поднятия с этого «дна» необходима энергия, но истощенный пустотой звуковик оказывается в замкнутом круге. Чтобы появилось достаточно энергии, нужно хотеть, а если нечего хотеть, то не будет и энергии.
Мало того, так хитро устроена энергетическая система человека, что для исполнения желаний другого человека дается и энергия, и вдохновение, а для своих эгоистических интересов отмеривается очень мало. Тем более, «на дне» рядом со звуковиком может никого не оказаться — человек зациклен на себе. И чем меньше он общается с другими людьми, тем сильнее депрессия и тем сильнее бессмысленность жизни, тем более эгоцентричным он становится и тем глубже погружается в беззвучную пустоту, потому что энергия дается для того, чтобы расходовать ее для других людей, а не тратить на себя.
Волшебная флейта
Ловушка для пребывающего в депрессии звуковика — его восприятие мира, в котором, как он считает, много зла, ненависти и отчаяния. Человек со звуковым вектором жаждет услышать свой, личный «звук волшебной флейты». В одноименной опере Моцарта флейта является символом сверхмогущества человека, способного обуздать стихии природы. Звуковик желает, как принц Тамино из оперы «Волшебная флейта», сыграть на музыкальном инструменте и подчинить себе неведомые силы, пройти испытания и войти в храм мудрости. Только, пока он воспринимает мир недобрым и чужим, гневается на него и жаждет мщения, истина ускользает, и ворота в храм остаются закрытыми.
Чтобы заметить, что истина всегда с нами, как флейта в руках героев оперы, нужно принять многообразие жизни, то есть смотреть на окружающий мир не через призму своих обособленных приоритетов, а видеть и ощущать себя частью целой системы.
Можно иметь сильный голос от природы, и все же хор будет звучать намного мощнее и объемнее. Сольное исполнение мелодии на флейте покоряет чарующими, нежными, задушевными звуками. Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен писали музыку специально для флейты, используя ее особенности для передачи глубоких душевных переживаний. И все же крупнейшие композиторы использовали в оркестре эти выразительные возможности инструмента, добавив в оркестровые партитуры новых тембровых красок и передавая звуками флейты состояния поэтического созерцания или просветленной грусти, страстной любви или ночного одиночества.
Когда мы понимаем, что путь одиночки не приносит нам счастья, что реализация потенциала, которым обладаем, возможна только среди людей и для людей, мы становимся на путь объективности.
Путь наружу, к людям, к социальной и личной реализации человек со звуковым вектором уверенно прокладывает после тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Новый взгляд на мироустройство, понимание людей и важность взаимодействия с ними — вот что получает он после тренинга. А обновленное ощущение жизни прекращает страдания и пробуждает радость жизни.
«…Умереть или сбежать из этого мира в монастырь сразу расхотелось…»
Виктория Д., Санкт-Петербург
«…Моей главной проблемой было отсутствие желания жить. Ощущение собственной бесполезности, оттого что я не могу найти свое место в этом мире. Постоянные разочарования, когда попытки «жить как все нормальные люди» ни к чему не приводили. Я не верила, что могу найти хоть что-то для себя. Какие-то вещи могли заинтересовать меня, но ненадолго. Все казалось пустым. И люди тоже казались пустыми, неинтересными… А потом в моей жизни появилась системно-векторная психология… Я не могла и представить, как новое знание изменит мою жизнь. Такое чувство, что я только теперь начинаю жить…»
Анастасия Ж., менеджер, Санкт-Петербург
«…На данный момент прошла Апатия, Депрессия, Панические атаки, социофобия, начал потихоньку действовать самостоятельно и с охотой делать простые житейские вещи, от которых меня раньше тошнило, и я от них стал получать удовольствие, потихоньку вхожу заново в общество, начинаю общаться, налаживать контакты с людьми…»
Николай М., Пермь
Автор Татьяна Кунигель
Редактор Марина Алексеева
Корректор Гиляра Темирьянова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»