Вася в свои 13 лет был очень странным мальчиком. В школе он был молчаливым тихоней, который все время спал крепким сном на первых уроках. «Вася, ну какой нормальный ребенок может себе позволить спать во время урока? — спрашивала его преподаватель по русскому языку. — Без родителей в школу не приходи!». Родители уже знали, что Вася не от мира сего: по утрам его не разбудить и взрывом гранаты, а ночью его никак не уложить спать. Настойки пустырника, пиона и валерьяны бесполезны. Увлечения у Васи тоже не самые типичные для детей его возраста: философия Канта, Гегеля и Спинозы, тибетская книга мертвых (Бардо Тхедол) и книги Ошо о просветлении ума и растворении тела во вселенском разуме.
Отец Васи не возьмет в толк: «Что с моим мальчиком не так? Вроде бы не дурак, точные науки даются легко, в плохой компании замечен не был, но отчего-то после школы запирается в своей комнате, укутывается в одеяло и включает странную музыку в наушниках на полную катушку…». Ах, как же отцу Васи хочется съездить с сыном на рыбалку, пострелять из пневматического пистолета по пивным банкам и посетить матч любимой им футбольной команды… Уже были попытки установить контакт с любимым сыном, вот только сыночек не нашел смысла в рыбалке, от выстрела пневматики его ухо болит трое суток, а скопление шумной толпы делает его еще более «тихим и неразговорчивым». Все тщетно, отец бьет тревогу!
Мама Васи тоже не понимает, почему ее сын еще не ходит на свидания с девочками. Ведь ему уже 13 лет! «Вася, в твоем возрасте я уже встречалась с мальчиками из старших классов, ходила с ними в кино и получала от них подарки в виде конфет и пары красивых ландышей в придачу». Но сына не интересовали девочки, а девочки испытывали к нему взаимные чувства. То есть ни-ка-кие. В отличие от своих сверстников, которые «дрались, кусались и царапались» друг с другом, он был тихим, замкнутым мальчиком, который на вопрос: «Вася, пойдем попинаем мяч?» — отвечал: «Что? Какой мяч? Не понял…». Девочки любят сильных, смелых и отважных, а тех, кто их грузит вопросами о смысле жизни, предпочитают не замечать. С таким сложно установить контакт, если ты не философ, психоаналитик или человек, который умнее «всех этих недалеких обезьян» (мысль Васи, как реакция на первобытную стаю под названием «7«А» класс»). Неудивительно, что мать Васи тоже начинает бить тревогу…
Поход к детскому психологу не заставил себя долго ждать. Тот развел руками со словами: «Что-то ваш мальчик не совсем нормальный. В футбол не играет, со сверстниками не общается и, вообще, он какой-то заторможенный и сонный. Сходите к психиатру по месту жительства».
Последняя инстанция — психиатр! Привели нашего «героя» к специалисту с суровым взглядом, и в конце он вынес «окончательный приговор» — расстройство аутистического характера. Оглашенный вслух диагноз был похож на звук прибитого гвоздя в гроб светлого будущего ребенка…
«Он никогда не будет настоящим мужчиной, гордостью нашего рода… Служба в армии, армейские друзья, свадьба, наследники, внуки, рыбалка с сыном… Ничего этого не будет, — подумал отец, схватившись за облитое кровью сердце… «Он никогда не узнает, что такое настоящая любовь между мужчиной и женщиной, что значит умереть с любимой в один день…» — в слезах проговаривает мать. Неужели теперь замкнутый, тихий, странный Вася будет всю жизнь жить на ноотропах, корректорах поведения, нейролептиках и ежемесячных приемах у врача психиатра?
НеНОРМАльность или НОРМА?
К большому сожалению, окружение этого мальчика не видит истинных причин такого поведения и таких состояний. Режим «совы», тяга к философии и духовным практикам, талант к изучению точных наук, чувствительность слуха и сложность в общении со сверстниками, — все это внешние проявления так называемого звукового вектора.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает ясное описание людей с подобными проявлениями психики.
Люди со звуковым вектором от природы стремятся осознать смысл жизни, свое место в этом мире и роль всего человечества в театре под названием «жизнь». Это их видовая роль, которая сформировалась еще во времена первобытной стаи, когда звуковик охранял стаю ночью, сосредоточенно вслушиваясь в тишину ночной саванны в попытках услышать надвигающуюся опасность.
Мало дать птичке желание летать, для этого ей нужны крылышки. Это же справедливо для людей со звуковым вектором: чтобы найти ответы на самые сложные вопросы о феномене под названием «жизнь», таким людям нужен особый склад ума. «Звуковые» люди — обладатели абстрактного интеллекта. Благодаря абстрактному интеллекту, люди со звуковым вектором способны оперировать тонкими материями, которые не проявлены в наблюдаемом нами мире, но определяются как силы и причины: формулы, объясняющие законы гравитации, модели, описывающие структуру атомов, идеи, формирующие мировосприятие одного человека в частности и всего человечества в целом.
Уже из этого можно понять тягу Василия к точным наукам, философии, естествознанию, религиозным первоисточникам, духовным практикам и так далее. Это естественное устремление для человека со звуковым вектором, через эти науки и идеи он пытается раскрыть смысл, причину, корень жизни во всех ее проявлениях — от неживого уровня природы до природы на уровне «человек».
Возможно ли понять «непонятного»?
Почему нашего Василия не тянет к рыбалке, стрельбе из пистолета и шумным стадионам? Потому что звуковой человек не видит в этом смысла. Слишком мало глубины для него в этих простых вещах. То, что для его отца является ценностью (совместная рыбалка с сыном), для Василия является пустым делом. Его отец — носитель свойств анального вектора, для которого связь между поколениями, отцом и сыном является сверхценностью. Для него естественно, когда сын идет по стопам отца, получает от него опыт и знания. Это видовая роль человека с анальным вектором — передача опыта, знаний, навыков и умений следующему поколению.
Но есть ли смысл передавать опыт об охоте за рыбой человеку со звуковым вектором? Нет! Это противоречит его природе, то есть его желанию понять смысл жизни. Есть ли что-то божественное в рыбалке? Для Василия даже вопрос так не стоит. Это абсурд. А что со стрельбой из пневматического пистолета? Казалось бы, мужчина должен уметь постоять за себя. По крайней мере, так считает отец Василия, который служил в десантных войсках и не понаслышке знает, для чего «настоящему» мужчине нужно огнестрельное оружие. Но дело в том, что у людей со звуковым вектором от природы тонкий слух. И выстрел пистолета сильно травмирует слух Василия, делая его глухим на несколько дней. Это доставляет ему физическую боль, что противоречит принципу наслаждения, который живет всеми людьми без исключения.
Феномен ненависти к шумной толпе тоже имеет свои причины. Люди со звуковым вектором — это сверхинтроверты, которые желают уединиться в тишину, темноту и одиночество. Для чего? Для того, чтобы сосредоточить свою «золотую» голову на решении метафизических вопросов о смысле жизни. А орущая, перевозбужденная и безумная толпа только отвлекает Василия от этого процесса и кроме ненависти и боли он ничего внутри себя не испытывает…
Как успокоить его мать? Как ей можно объяснить, что холод в глазах Василия — не что-то чудовищное и ужасное, а всего лишь особенность его психики? Ведь для нее отношения, чувства и любовь между людьми — залог счастливой жизни! Это ценности ее зрительного вектора, следуя которым она испытывает радость от жизни. Задача зрительного вектора заключается в построении эмоциональных связей между людьми и снижении уровня неприязни в обществе. А ее сын Василий всем своим видом показывает свое пренебрежение ко всему тому, что мы называем «земной любовью»…
Для человека со звуковым вектором ценность «земной любви», когда любящие люди живут состояниями друг друга, вторична. Для него первичен вопрос: «Почему люди желают того или иного? Почему мыслят так или иначе? Почему один человек делает одно, а другой человек делает совершенно иное?». Это не вопросы о любви и сострадании к другим людям. Это вопрос раскрытия того, что живет нами, нашим видом — в этом и состоит задача человека со звуковым вектором. И, пока он не нашел ответы на свои вопросы, невозможно требовать от него молодецкой удали по отношению к прекрасному полу.
Чего не увидели психолог и психиатр, которые сделали поспешные выводы и поставили грозный диагноз нашему «звуковому» Василию?
Современная психология и психиатрия нередко определяют людей со звуковым вектором как людей с психическими отклонениями, т.к. не отличают настоящие психические отклонения вследствие нарушения психосексуального развития звукового ребенка от его естественных особенностей. А как можно ставить диагнозы, помогать и лечить, не понимая, что такое норма звукового вектора?
Когда мы поняли «непонятного»
Если у вас есть ребенок с вышеперечисленными желаниями, устремлениями и особенностями, не спешите отчаиваться! Тренинг «Системно-векторная психология» дает четкие рекомендации для развития и социализации детей со звуковым вектором.
Во-первых, в доме нужно поддерживать «звуковую экологию» — не орать в три горла с домочадцами, не материться, «удобряя» свою устную речь крепким словцом, не ругаться, одаривая оппонента негативными определениями и не забивать гвозди в стену с утра до ночи. Тишина нужна для того, чтобы, с одной стороны, не травмировать тонкий и нежный слух звукового ребенка и не отвратить его от сосредоточения на мире вне себя. Ребенок должен научиться получать удовольствие, вслушиваясь во внешние звуки. С другой стороны, «звуковая экология» нужна для того, чтобы ребенок смог сосредотачивать свой абстрактный интеллект на сложных задачах без отвлекающих помех извне.
Далее, если мы говорим о задачах, требующих сосредоточения, то задачи должны быть особенными. Для детей школьного возраста это должно быть максимальное сосредоточение на математике, литературе, окружающем мире, робототехнике, естествознании, до 4 класса. В дальнейшем добавить физику и алгебру. Это нужно для того, чтобы звуковой ребенок наращивал нейронные связи в головном мозге и в дальнейшем смог применить свой огромный интеллектуальный потенциал в таких видах деятельности, как математическая наука, физика, инженерия, программирование, биология, литература, психиатрия, психоанализ и любые другие науки, задачей которых является раскрытие тайн неживой, растительной, животной и человеческой природы.
Особенное значение для развития и социализации любого ребенка имеет классическая литература, которая развивает в человеке чувственность и воображение, так необходимые для жизни среди других людей в современном мире. Об этом можно подробнее узнать в отдельной статье.
Люди со звуковым вектором — это «золотой фонд» современного человечества. В современном мире все развитие научно-технического прогресса зависит от людей со звуковым вектором, и та страна, в которой звуковая часть населения развита, здорова и реализована, имеет шанс на выживание сейчас и светлое будущее в дальнейшем. Более глубоко понять особенности психики детей со звуковым вектором можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Автор Михаил Шестеров
Корректор Валерия Старкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»