Советское кино в годы войны и после, пожалуй, самое настоящее. Из него можно черпать силы, по нему можно учиться жить.
Ни грамма фальши, все, как оно было тогда. Актеры не играют, а живут в советском кино, заряженные единством, любовью к своей стране и людям. Они рвут душу с черно-белого экрана так, что и наша душа оживает. Хочется так же…
С шашкой наголо, на амбразуру. Жить «наразрыв», любить отчаянно, гореть и не угасать никогда.
Любовь земная
Меня пробрало до мурашек начало фильма. Он и она. С каким трепетом, с какой теплотой они смотрят в глаза друг другу. С какой искренностью… Вы видели такие глаза сейчас?
Я — нет.
Женщины хотят шубу и денег, мужчины — борщ и чтоб не пилила. Сейчас каждый в паре желает: мне! Индивидуалистская эпоха…
Мы отчасти несчастные люди. А вы знаете, как семьи жили тогда?
Запомнился эпизод, в котором герой пришел домой — еще до войны — пьяный. Еле стоял на ногах. Сейчас бы любая женщина бросилась укорять, а то и на порог не пустила. А потом еще долго упрекала, обижалась, манипулировала косяком мужа, чтобы выиграть в чем-то своем.
Героиня же фильма встретила любимого радостью, играя с ребенком, смеялась. Раздела, уложила мужа в кровать: «Ложись к стенке, Андрюш, а то сонный с кровати упадешь». Обняла и уснула рядом.
А на утро поставила стакан опохмелиться. Робко сложив руки замком и склонив голову, тихо попросила: «Только больше не надо, Андрюша…»
«Разве же можно не оправдать такого доверия!» — неслось в голове героя.
И он не пил. Больше до войны — никогда.
«Да… Не было для меня красивее и желаннее ее. Не было и не будет».
Красивее — не чертами лица. Душой. Чем-то особенным, что видят мужчины изнутри, найдя свою женщину.
Внутренний свет, нежность, открытость, какую способна нести в своем сердце женщина, — вот то, что притягивает к ней сильных мужчин, настоящих. Это во все времена так. Природу обмануть невозможно:
«Со стороны глядеть, не так уж она была из себя видная. Но я-то не со стороны глядел, а в упор…»
Потом началась война. Каждую минуту на фронте и в лагерях Андрей жил и сражался с мыслями о своей любимой.
Люди способны любить и беречь друг друга… Просить, а не упрекать. Желать лучшего любимому, а не использовать его ради своей выгоды… Фильм Сергея Бондарчука показывает нам невероятный уровень человеческого в людях того времени.
Всем поровну
Когда Андрей попал в плен и работал в лагерях, произошел случай.
Сам того не ожидая, восхитив немцев своей силой духа и смелостью, он получил жизнь в награду. А к ней — буханку хлеба да сало.
Что значила тогда, в голодное время, когда умирали от истощения и усталости пленники, крошка хлеба — говорить не нужно. А тут целый кирпич. И можно было на него протянуть еще месяц-другой одному.
Но нет, не тот у нас менталитет, чтобы одному довольствоваться едой, да и жизнью.
Общинно-коллективистский дух в эпоху братской сплоченности во всем своем величии: ничего для себя, для других — все.
Упав без сил на пороге жилого блока, держа в руках хлеб и сало, он успел выронить: «Всем поровну!»
Себе не взял ни куска.
Всю ночь русские в лагере, коих было немало, взвешивали мизерные кусочки, измеряли до миллиметра. Делили буханку хлеба с салом, чтобы каждому досталось непременно одинаково.
Никто не смотрел — достоин или не достоин, кто больше нужен, а кто меньше, кто симпатичнее, а кто нет. Все на равных друг с другом перед лицом голода и войны. И как одна душа на всех, без склок и ссор, русский народ разделял все вместе: и горести, и беды, и кусок хлеба.
Все рАвно достойны были маленькой крошечки пищи и немалой радости. Той, которая, хоть и не наешься ей досыта, поможет выжить. Главное — справедливо! И главное — вместе.
Остаться Человеком
То, как проявляет себя человек по отношению к другим, перед лицом опасности ли, голода, лишений — это и есть он сам. Даже в тяжелейших условиях концлагеря герой оставался Человеком.
Андрей Соколов прошел все: и войну, и фашистский плен, и даже потерю тех, ради кого жил.
Война забрала любимую жену и детей. Беспощадная, кровавая — она не щадит никого.
И спасением для героя становится встреча с мальчиком-сиротой, ради которого он начинает жить заново.
— А знаешь ли ты, кто я, Ваня?.. Отец твой.
— Папка! Папка родненький! Я знал, что ты меня найдешь!
Эпилог
Фильм «Судьба человека» напоминает нам о том, что нужно всегда, при любых обстоятельствах оставаться людьми. Как и другие лучшие образцы советского военного кино, он дает нам особое наполнение и состояние — желание быть Человеком. Несет в себе кладезь мудрости и нравственных ценностей.
Мы всегда будем помнить, какую цену заплатили наши прадеды за мирное небо над нашими головами. И хочется, чтобы в каждом доме и на широком экране было больше таких фильмов. И чтобы смотрели мы их не только в День Победы…
Автор Екатерина Гусарова
Корректор Далия Конышева
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Да, чистые были люди, чистые душой
Любила всегда такие фильмы. И сейчас люблю.
Столько в них жизни! Настоящей, не картонной, не придуманной….
Спасибо, Екатерина, за вашу статью.