«Дом, который построил Джек». Великое произведение искусства Ларса фон Триера

Нет сомнений, что фильм стал отчасти автобиографичным для фон Триера. Автор отыскал и показал своих демонов, а также ответил на глубоко личный вопрос: «Рай и Ад – это одно и то же или все-таки нет?».

Конец 2018 года в мире кино ознаменовался выходом на широкий экран картины датского кинорежиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Она стала первой после пятилетнего молчания. Впервые фильм был продемонстрирован на Каннском кинофестивале в мае этого же года и вызвал неоднозначную реакцию как у зрителей, так и у критиков – от массовых уходов из зала, до бурных оваций стоя.

триер изображение

Сюжет

Сама картина является психологическим триллером, сценаристом и режиссером которой выступил сам Ларс фон Триер. Это история о человеке по имени Джек – «инженере, решившим стать архитектором», который 12 лет делал «карьеру» серийного убийцы. Действия происходят в Америке 70-х годов в штате Вашингтон. Картина представляет из себя 5 эпизодов убийств и эпилога, которые постоянно сопровождаются закадровым диалогом, порой переходящим в спор, главного героя и некоего Верджа. Произведение пестрит лирическими и философскими отступлениями, которые наполнены анимационными, культурными и историческими отсылками. Через действия главного героя и мысли, Триер раскрывает его внутренний мир и параллельно свой собственный.

Диалоги в темноте

Так Рай и Ад – это одно и то же или все-таки нет?

Ответ на этот вопрос автор начинает давать уже в пятом эпизоде.

-Найди материал, и он все сам доделает, – говорит Вердж. И Джек оставляет уже приготовленных к убийству людей и начинает строить свой дом. Из человеческих тел. Новые уже не нужны, есть все необходимое.

– У тебя славный домик, Джек. Так вполне годится, – одобряет Вердж. Творение Джека завершено. И начинается заключительная часть – катабасис, сошествие в Ад. Вердж, как аналог Вергилия, сопровождает его в пути и становится понятно, что весь диалог фильма это беседа, сопровождавшая непростое путешествие.

– Элизий. Долина прибытия. У нас туда доступа нет, – сообщает Вердж. И вот он момент катарсиса. Косари на залитом солнечным светом лугу делают свою работу. Вдох-выдох, вдох-выдох. И слезы, текущие из глаз Джека. Самое дорогое воспоминание детства, но доступ туда навсегда закрыт. И пар изо рта, как предвестник надвигающегося холода, деяния, проносящиеся перед глазами и сразу спуск в Ад. И дикий гул, сводящий с ума.

– Вот это самые глубины Ада. Хотя я должен доставить тебя не сюда, а на пару кругов повыше. Я сделал любезность, так как думал, что ты захочешь увидеть все, – говорит Вердж.

– Куда ведет тот ход на той стороне?

– Он ведет прочь из преисподней наверх. Тут раньше был мост, но я его не застал.

– А можно туда добраться по кругу, по стене, перебраться на ту сторону?

– Многие пытались это сделать, но я должен сказать, что результат успешным не был. Я бы не посоветовал, однако, выбор за тобой.

– Я все же рискну.

– Прощай Джек.

– Прощай Вердж.

триер изображение

И вот мы видим, как Джек пытается перебраться на противоположную сторону по отвесному склону, туда, где находится спасительная лестница. И ты хочешь закричать во всю силу своих легких: «Джек, но ведь ты свято верил, что Рай и Ад – это одно и то же, что нет никакой разницы, так зачем же теперь ты бежишь из него?». Ноги срываются и остаются считанные мгновения до того, как и руки перестанут держать. И вот незадачливый убийца летит в бездну. 10 минут хватило гению Ларса фон Триера, чтобы опровергнуть все замысловатые философские конструкции, которые возводил главный герой на протяжении 2,5 часов. Одним хлестким смысловым действием режиссер их полностью обесценил.

Hit the road Jack.

Занавес.

На протяжении всего фильма автор приоткрывает завесу над глубинами своей души, открывает самые потаенные ее уголки. И только человек, который побывал в Аду, настоящем звуковом Аду и выбрался из него, может сказать: «Рай и Ад – это одно и то же», – и показать, что это не так. Браво, Маэстро.

Автор Сергей Корчагин

Корректор Валерия Старкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

1 комментарий:

  1. Светлана

    Не смотрела этот фильм.
    Спасибо за наводку и такое системное раскрытие в статье.
    Очень глубоко и цепляет.
    Спасибо, Сергей, за вкусные звуковые смыслы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *