«О’кей», — пожала плечами девочка и подошла к ребятам. Ее родители обменялись взволнованными взглядами… А повод для взволнованных взглядов действительно был.
История этой девочки тронула меня; в детстве ей поставили диагноз — селективный мутизм.
Селекти́вный мути́зм, также известный как электи́вный мути́зм, — постоянная неспособность разговаривать в особых социальных ситуациях, когда от индивида ожидается, что он должен разговаривать. Несмотря на неспособность разговаривать в специфических социальных ситуациях, в других ситуациях индивид способен говорить. Чаще всего данное расстройство впервые проявляется в раннем детстве (обычно до 5 лет) (прим. ист. Википедия).
Все началось в детстве, когда родители девочки поняли, что Рэд не может общаться с окружающими ее людьми в детском саду. Она общалась только с воспитательницей. Дома Рэд была совершенно обычным ребенком, шутила, веселилась и играла с родителями. А вот в социуме наступало затишье. Родители сначала не придали значения этому моменту, но когда воспитатель сменилась, девочка вообще перестала с кем-либо разговаривать. И тут родители поняли, что проблема гораздо глубже.
В школе ситуация не изменилась, и девочка, позднее, делилась тем, что ощущала себя жутко скованно вне стен дома, ей казалось, что весь мир ждет общения с ней. По ее словам, она чувствовала, что ее со всеми остальными детьми разделяет стеклянная невидимая стена и она находится в изоляции от остального мира и людей.
Ребенок, вынужденный сдерживать свои эмоции, находится в постоянном напряжении и стрессе. И как единственный для него выход при возвращении домой происходит выплеск эмоций разными способами. Чаще всего это истерический крик. Селективный мутизм характеризуется тем, что человек не способен разговаривать именно в тех ситуациях, когда это необходимо.
Ученые утверждают, что связи между какой-либо психологической травмой, переживанием и этим расстройством нет. В целом на данный момент истинная причина развития заболевания так и не установлена.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет увидеть психологическую подоплеку любых состояний человека. Попробуем посмотреть и на эту историю, пользуясь системным мышлением. Самая яркая и сильная эмоция девочки — это страх, паника. В каждом векторе есть свой страх, но самый сильный страх присущ людям со зрительным вектором.
Бывает так, что в детстве с нами произошло что-то страшное, выбившее нас из привычного спокойствия. Возможно, мы потеряли кого-то очень близкого или пережили потерю другого характера, и этот страх сформировал механизм, который в течение всей жизни не позволяет нам нормально строить отношения, доверять людям, верить окружающим. А возможно, он будет таким мощным, что нам не захочется даже говорить с кем-нибудь, этот страх будет таким всепоглощающим, что все поступки будут обусловлены им, он будет сжимать все тело в такой тугой узел, который невозможно даже расслабить, и вся наша сущность будет безмолвна. При этом мы можем совершенно не осознавать, почему так реагируем.
В общем-то, у девочки как раз и наблюдается такая картина: ее охватывает панический ужас перед незнакомыми людьми, когда к ней кто-то обращается из посторонних, она сжимается в комок и не может вымолвить слова. Сковывающий ужас не оставляет никаких возможностей что-либо сказать. Она так сильно боится, что, даже когда ей очень больно и когда ей реально нужна помощь, она не может об этом сказать. Даже угроза ее собственной жизни и здоровью не влияет на это. Это лишний раз доказывает то, что наши внутренние якоря и установки целиком и полностью контролируют жизненный процесс.
Кроме того, если проанализировать некоторые характерные черты девочки, ее интересы, поведенческие моменты и, что немаловажно, характер страха и его проявления, то есть ее ЖЕЛАНИЕ ТИШИНЫ, — можно сказать, что здесь играет свою роль и звуковой вектор. Для звуковых детей крайне важна категория тишины и покоя, возможность побыть самому с собой. Только звуковым детям с самого раннего возраста приходят в голову вопросы о мироздании. Когда тебе кажется, что ты абсолютно один и когда ты ощущаешь стеклянную стену между собой и другими людьми, это говорит о том самом одиночестве. О том одиночестве, которое овевает тебя ледяным холодом, даже когда вокруг толпа, о том самом одиночестве, когда приходят мысли о бренности существования и ненужности жизни… и о том, как ничтожен ты в этом мире.
Депрессия в звуке — одно из самых мощнейших переживаний, особенно для неокрепшей психики, невыносимая боль, которую порой даже невозможно описать словами. Отчего тебе больно? Я не знаю… Чего же ты хочешь? Я не знаю… Это тот самый вопрос без ответа, который мучает тебя всю жизнь. Как же ты найдешь ответ, если даже вопрос не можешь сформулировать. И только нескончаемая боль напоминает о том, что есть какой-то вопрос, на который тебе очень нужно найти ответ. Внутренний комфорт, потерянный в звуке, крайне необходимо восстановить, и нужна такая тишина, чтобы можно было ее почувствовать и замереть.
В истории английской девочки Рэд Элизабет Джолли мне больше всего импонирует позиция родителей, которые своей любовью, пониманием, внутренним взглядом помогли дочери справиться с дискомфортом и болью, вызванной страхом и депрессией.
«Я как будто сжимаюсь и замерзаю, — объясняет девушка свое состояние. — Мой мозг начинает думать и словно останавливается. Затем снова начинает думать и опять останавливается. И так повторяется много раз».
Больно представить, что переживает ребенок, осознавая это — понимание того, что ты один, абсолютно один в целом мире. Невозможное одиночество, с которым никак не справиться, и только любовь близких в этот момент может спасти. Как ниточка, которая соединяет тебя с внешним миром, некий мостик, который позволяет тебе сохранить надежду на то, что когда-то эта стеклянная стена разрушится. Благодаря любви родителей девочка не замкнулась, мало того, она нашла способ общения со сверстниками, она писала записки, сообщая ребятам о своей особенности.
Переломный момент случился, когда Рэд Элизабет Джолли было 11 лет. На одном из школьных вечеров она произнесла это знаменитое «О’кей». Для кого-то это просто слово, а для них это было похоже на чудо. Позже девочку даже как-то оставили после занятий за болтовню на уроке, за что мама ее похвалила и приготовила праздничный ужин.
Несомненно, понимание и поддержка родителей сыграла важнейшую роль для девочки. Она выросла «почти» обычным человеком. Ей сейчас 19 лет, она учится в университете, готовит доклады и может выступить перед большой аудиторией, но окончательно проблема не ушла. Рэд по-прежнему не со всеми может общаться, и самый непростой момент — это общение с родным дедушкой.
Девочка с самого детства не может общаться с ним, а приезжая к нему домой, она застывает и не может вымолвить ни слова. Кто знает, может, именно в доме у дедушки произошло какое-то событие, которое спровоцировало такой ужас у девочки перед общением с людьми. Возможно, именно с дедушкой связано что-то, что привело к панике, которая охватывает девочку при общении с новыми людьми.
Наша психика подвижна, неординарна и формируется в детстве, вбирая в себя события и эмоции — наиболее важные в соответствии с нашими внутренними потребностями. А они, в свою очередь, зависят от векторального набора. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает увидеть особенности наших детей и стать лучшими друзьями для них, быть им опорой и силой, сохраняя их покой и создавая им необходимые условия для жизни и развития — безопасность и комфорт. Жизненно необходимо, особенно в наше время, чувствовать всем сердцем душу целого мира в душе своего ребенка…
P. S. Это один маленький фрагмент из жизни девочки. Как часто мы встречаем детишек с отклонениями в развитии, особенных детей с неразвитым в соответствии с возрастом интеллектом, эмоционально оставшимися на уровне, который давным-давно, казалось бы, пройден. Да что говорить, большое количество детей, рожденных вполне нормальными, вырастая, становятся неполноценными физически, умственно, эмоционально… Как часто…
В большинстве случаев отклонения в развитии детей связаны с недостаточно внимательным и чутким отношением родителей и ближайшего окружения к особенностям ребенка, в частности к желаниям и потребностям, обусловленным психикой конкретного малыша. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана ярко показывает и объясняет результаты определенных действий или, наоборот, бездействия родителей в момент взросления.
Я встречала много детей из абсолютно благополучных семей с серьезными проблемами со здоровьем. Хорошо, когда родители, желая помочь и разобраться в том, что происходит с их ребенком, осмеливаются заглянуть в свой внутренний мир, познать в целом психику человека и позднее уже ЗНАТЬ, как правильно отзываться на нужды своего чада.
Мне посчастливилось встречать прекрасных родителей, которые буквально вытаскивали детей с того света силой своей любви, силой своих стремлений и желания открытий. Ведь для того чтобы разобраться, нужны знания, а знания неизменно влекут за собой перемены, перемены же это часто пронзительно больно. Иногда для того, чтобы осознать определенные моменты, приходится добраться до таких глубин своей души, куда, казалось бы, и невозможно добраться. И именно в момент осознания начинается настоящее понимание своих детей.
С большой любовью, Алеся Федорова
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»