«Знание — сила», — утверждает давно изжеванная-пережеванная истина. «Я знаю, что ничего не знаю», — соглашается Сократ. Некоторые люди, правда, принимают все эти постулаты буквально и превращаются в вечных студентов, которые всю жизнь учатся, получают образование за образованием, корочку за корочкой, раз за разом с неописуемой негой погружаясь в процесс обучения. «Я — вечный студент! Мне нравится учиться!» — с гордостью говорят они. Но так ли беззаботна жизнь вечного студента?
На самом деле, у понятия «вечный студент» есть два значения. С одной стороны, так называют людей, которые учатся, учатся и никак не могут закончить хотя бы одно высшее образование. Такие вечные студенты часто берут академический отпуск, прерывают свое обучение, отчисляются из университета, потом снова возвращаются, снова учатся, меняют специальность, меняют вуз, потом снова бросают… и так до бесконечности. В итоге мы видим вечно мечущегося человека, который никак не может найти свою дорогу, постоянно ищет, сомневается, разочаровывается. Хорошо, если в итоге он все-таки что-то заканчивает и начинает применять свои знания в жизни. Чаще же всего такой вечный студент остается ни с чем: без образования, без смысла жизни, с глубочайшей апатией и потерей какого-либо рвения к существованию. Нереализовавшийся, отчаявшийся человек, зачастую ненавидящий себя и собственную жизнь.
Второй подвид вечного студента — человек, который учится всю жизнь, но при этом чаще всего не применяет полученные знания. Его жизнь — это учеба ради самого процесса учебы. Он получает удовольствие от достижения флажков, от получения корочек. Может получить три, четыре, пять высших образований, но так и остаться вечным студентом с беспомощным взглядом на окружающий мир.
На самом деле, и те и другие вечные студенты — это люди, как говорится, одного поля ягоды. Золотые мальчики и девочки, бывшие (или настоящие) отличники, научившиеся учиться, но не научившиеся жить. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» дает простое объяснение этому феномену.
Итак, закройте глаза и вспомните ваши школьные годы. В каждом классе — я уверена, что в каждом — были такие мальчики и девочки (чаще девочки). Отличники и отличницы, у которых всегда можно было списать. Самые прилежные ученики, самые правильные с самыми идеальными тетрадями, где все чисто и аккуратно. Любимчики и любимицы учителей. Мамина радость, прилежно поправляющая косичку и с рвением тянущая руку: «Вызовите меня! Вызовите меня!» Кто готов? Конечно, Маша. Уж на кого-кого, а на нее Марья Ивановна всегда может положиться. Что бы ни случилось: эпидемия гриппа, морозы, конец света — Маша всегда приготовит домашнее задание, всегда выучит-вызубрит и всегда получит заслуженную пятерку.
Отличниками и отличницами такие детки становятся неслучайно. Страсть к обучению задана им от природы и подогрета родительским воспитанием. У них есть зрительный вектор, жаждущий открытий, цель существования которого — познание окружающего мира. И есть анальный вектор, задающий усидчивость, упорность, аккуратность, педантичность, перфекционизм. В потенциале анально-зрительные люди — это ученые, врачи, специалисты своего дела, приносящие несомненную пользу обществу и всем окружающим. К таким выстраиваются грандиозные толпы: уж кто-кто, а анально-зрительный человек может стать настоящим асом того дела, где требуются все перечисленные выше качества.
Итак, анально-зрительные дети с пеленок зачитываются книгами. Их жажда знаний не дает им покоя: они глотают том за томом, библиотеку за библиотекой и с нетерпением ждут того заветного момента, когда их отправят в школу. Школа для них — таинственный мир знаний и открытий, и они, несомненно, получают массу удовольствия от обучения.
Однако всему должна быть мера. И анально-зрительные дети вполне могут и не становиться вечными студентами. Ведь после обучения наступает самый важный момент: применение полученных знаний на практике, реализация в обществе и получение несомненного удовлетворения от «выхода наружу». Так что же случается с нашими золотыми детками?
Анально-зрительный человек очень чувствителен к похвале. Однако если родители при воспитании своего золотого ребенка перегибают палку, манипулируют, то у анально-зрительного малыша появляется зависимость от похвалы. Пятерки для него превращаются в этакую систему выбивания одобрения из окружающих. Интровертам по природе (анальный вектор интровертирован), таким детям не всегда просто устанавливать связи с окружающими. Они очень зависимы от мнения посторонних, болезненно реагируют на критику в их адрес, на неодобрение. И если у них не получается как следует адаптироваться среди сверстников, оценки и награды становятся единственным способом восстановления «гармонии». Анально-зрительный ребенок пятерками пытается завоевать любовь окружающих и испытывает небывалую радость, когда его замечают, выделяют, хвалят.
Часто у него развивается «комплекс отличника» и следующая за этим — боязнь ошибок. «Если я не получаю пятерки и что-то делаю плохо, значит, я не достоин любви». Ему кажется, что, если он получит двойку, родители — самые главные для него люди — не будут его любить, а сверстники — не будут уважать.
Что происходит дальше? А дальше наш золотой отличник заканчивает школу и поступает в университет. А дальше… приходит страх перед взрослым миром, перед взрослением. Потому что за всю свою жизнь такой ребенок не научился «выходить наружу», реализовываться, применять полученные знания. Он абсолютно беспомощен перед настоящим — не школьным и не университетским — миром. Он умеет учить уроки, выполнять задания, получать хорошие отметки, но совершенно не умеет жить: работать, добиваться успеха, находить друзей и многое другое. Ведь жить намного сложнее, чем учиться. Здесь не всегда помогут заученные теоремы из учебника, не придут на помощь и словарные слова. В реальной жизни нужно быть гибче, подвижнее, уметь преодолевать проблемы, находить свое место в стае…
Анально-зрительные люди, обладающие и без того ригидной психикой, впадают в ступор. Многие из них так и остаются вечными студентами, получая образование за образованием: в стенах университетов они чувствуют себя в своей тарелке, «на коне», получают чувство мнимой реализации. Но рано или поздно приходит перенасыщение и разочарование. Ведь человек устроен так, что ему нужно не только получать, но и отдавать. А когда мы не умеем отдавать, не умеем делиться накопленными знаниями, мы начинаем страдать.
Студент рано или поздно должен стать «учителем».
Такими блуждающими вечными студентами часто становятся те, кого всю жизнь водили родители за ручку, за кого решали все, кого не научили преодолевать препятствия. А как только ручку отпустили и возникли препятствия, наш золотой ребенок, не научившийся бороться, опустил руки и капитулировал. Как результат, мы получаем человека, который не только не может делиться знаниями, но и просто элементарно не знает, что он хочет от жизни, не может выбрать, ибо его просто не научили выбирать. Одним словом, еще один сценарий жизни, обреченный на неудачу, о котором можно написать целую отдельную статью.
Золотые анально-зрительные дети… Получается, чтобы вырастить их полноценными счастливыми личностями, нужно приложить немало усилий. Ведь если не понимать особенности таких малышей, можно дров наломать и вырастить несчастного вечного студента, который вам потом еще и скажет обиженно: «Это ты, мамка, во всем виновата!» А несчастный ребенок — настоящее горе для родителей.
Есть и вариант, когда вечный студент — это звуковик, который направляет свой звуковой поиск в учебу. Такой может пробовать себя и в физике, и в философии, и в психологии, и в теологии — да где угодно. Нередко — быстро разочаровывается и идет пробовать дальше, так и не находя себе места.
Корректор Юлия Лобанцева
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»