Задержка речевого развития у детей: приговор или билет в будущее?

Мышление и речь – огромная тема для исследования не только психологии и философии, но и лингвистики. Не первый год ученые выявляют закономерные связи между этими двумя явлениями, ищут ответ на вопрос: «Что первично? Существует ли мышление без языка?» Многие филологи и психологи связывают мышление и речь в единое целое. Но чем дальше, тем больше вопросов возникает у исследователей: если мышление невозможно без речи (т.е. без звуковых слов), то, как мыслят, например, глухонемые? В чем причины задержки речевого развития у детей?

Рассмотрим обыкновенный случай из жизни:

Утро. Детская больница. Мама ведет за ручку полуторагодовалого Артема на очередной плановый осмотр к врачам.  Терапевт, хирург, окулист, лор, и, главное, невропатолог. Артем – тихий спокойный мальчик, но врачей не очень любит. Хотя мама, наверное, волнуется куда больше своего маленького сынишки: ей хочется, чтобы мальчик был здоров во всех планах.

Прошли хирурга, окулиста, лора – все замечательно. Подходит очередь невропатолога. Женщина лет 60-ти внимательно осматривает Артемку. Все как обычно: стучит молоточком по коленкам, щупает ножки, задает простые вопросы маме. Хорошо ли малыш спит? Разговаривает ли? Тут, конечно, Артемкино слабое место.  Днем он спит куда лучше, чем ночью. А разговаривает совсем плохо. Больше молчит. Знает несколько важных слов, типа «Мама», «Папа», «дай», «пить», и всё тут.  «Мыслителем вырастет!» – шутит папа.

Но невропатологу Артемкины успехи в области освоения речи совсем не нравятся. Она задает пару вопросов мальчику. Тот смущенно молчит, смотрит на маму, ищет помощи. «Это не дело, — заключает врач. — В полтора года дети должны уже знать около 40 слов и говорить небольшими предложениями!» Записав в карточку отставание в развитии, невропатолог назначила маме показаться с малышом через месяц.

Но и через месяц, и через год, и через два ситуация мало поменялась. Артемка упорно молчал, практически не говорил. Слух и остальные показатели были в норме, но речь так и не появилась. По всем признакам диагностировали задержку речевого развития.

Мама вела Артемку из больницы в дурном расположении духа. Малыш, кажется, наоборот, был счастлив, что его скитания по врачам, наконец, закончились. Он шел и даже, кажется, что-то напевал себе под нос. Мама была погружена в свои мысли и страхи.

Неужели все так плохо? Неужели действительно у Артемки задержка речевого развития? Что же тогда делать? Как мальчик будет учиться в школе? Неужели придется ребенка отдавать на обучение в спецучреждение? Неужели мой ребенок дебил?

Поставили задержку речевого развития — назначили лечение. Пить таблетки. Пропили весь курс — не помогло. Артем гордо молчал. Папа и мама ежедневно занимались с ним: водили на специальные массажи, дома играли в карточки с картинками, называли слова, просили повторить. Но чем больше мальчик слышал уже ненавистное ему «скажи», «назови», «повтори», тем больше замыкался в себе. Мама после очередного упрямого молчания уже не выдерживала и переходила на крик: «Ну почему ты молчишь? Ты что, хочешь в школу для дебилов?» Артемка смотрел испуганно на свою мамочку, но говорить не начинал.

«Ничего! — улыбался папа. — Пойдет в садик и мигом заговорит! Там же много девчонок и мальчишек!» Но и в детском саду ситуация не изменилась. Отношения со сверстниками не складывались. Артем не любил играть с остальными, а предпочитал что-то конструировать в гордом одиночестве где-нибудь в углу.

Говорил редко и мало, но воспитатели, несмотря на диагностируемую задержку речевого развития, все, как один, отмечали сообразительность малыша. Он и головоломки отгадывал, и лучше всех пазлы собирал, и рисовал замечательно, и все, что ему говорили, понимал с первого раза и послушно выполнял.

Что же не так с Артемкой? Почему он молчит?

Untitled-1

Итак, несмотря на то, что наука значительно продвинулась в изучении мыслительных и языковых процессов, в области формирования речи и мышления еще много вопросов. Задержку речевого развития диагностируют многим, но, как показывает практика, далеко не у всех она есть. Не говорит — значит не мыслит. Молчит — значит дебил, отстающий в развитии… наименований много. Проблема существует. Ее замечают родственники, воспитатели в детском саду, а позже и учителя. Родители чувствуют свою вину, но ничего не могут сделать.

Помочь понять своего ребенка может тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Молчуны, дети, которые к двум-трем-четырем годам еще не заговорили, это чаще всего носители звукового вектора. Именно таким порой диагностируют ту самую задержку речевого развития. Главным воспринимающим органом детей со звуковым вектором, как вы догадались, является ухо. У них нежный, тонкий слух, способный воспринимать даже дыхание затаившейся за дверью мамы.

В задатке дети со звуковым вектором — это будущие гении. Именно из таких малышей вырастали выдающиеся ученые-физики, математики, инженеры, изобретатели, шахматисты, музыканты, писатели.

Ребенок особенный, и самое важное для взрослых — понять его особенности. Звуковик — интроверт, можно сказать, что для него характерна «речь внутренняя». Ему нужно подумать, иногда он и отвечает вам, но мысленно. Не вслух. Вот почему порой родителям кажется, будто такое чадо их игнорирует: он слишком глубоко погрузился в себя и не слышит обращенные к нему речи. Кстати, именно такие дети часто прячутся от всех в шкафы, под стол, на чердак или еще в какое-то темное, тихое, уединенное место. Этакая метафора ракушки.

Чтобы вывести малыша из состояния «в себе», нужны особенные условия. Шумы, истерики заставляют его все больше «уходить внутрь», прятаться. Тишина же, наоборот, помогает постепенно выползать на свет божий, начинать устанавливать контакты с окружающим миром. Процесс «выхода из себя» может происходить постепенно, а может произойти совершенно внезапно. Не так редки случаи, когда ребенок молчал-молчал, а потом вдруг начинал говорить предложениями, стихотворениями, песнями… После долгого молчания речь начинала течь потоками, реками!

В семьях с неблагополучной для развития звуковичка обстановкой дела обстоят намного хуже. Ребенок продолжает молчать или говорит очень плохо. Более того, из года в год его состояние ухудшается. Время уходит, ребенок растет, если обстановка в семье не меняется — проблема не исчезает.

Дети с задержкой речевого развития, попадая в обычную школу, становятся чуть ли не изгоями. Особенно если тому способствует учитель начальных классов, который не только не хочет вникать в проблемы «ребенка с отставаниями», но еще и настоятельно рекомендует родителям перевести свое чадо в спецшколу.

Дисграфия и дислексия — частые проблемы, преследующие ребенка с задержкой речевого развития в школе. Из-за особенного восприятия он плохо читает, пишет пропуская буквы, неграмотен, информацию лучше воспринимает на слух. При этом, несмотря на то, что процесс обучения дается ему в несколько раз сложнее, нежели остальным, оценивают его наравне с другими детьми. Никаких поблажек. Учителя упорно не хотят обращать внимания на особенности малыша, считая дислексию и дисграфию признаком отсталости и тупости.

вук

Происходит моральное давление. Учитель давит низкими отметками, родители пилят за плохую учебу. Каждый год приносит все большие несчастья, расстройства и разочарования. Стоит ли говорить, что после такого ребенок не просто мучается комплексами и закрывается в себе, но и вообще не хочет жить?

Конечно, не всегда все эти диагнозы ставят людям со звуковым вектором, но именно у звуковиков часто бывают подобные проблемы. Существует множество примеров талантливейших людей, даже гениев, страдавших как задержкой речевого развития, так и дислексией (Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Владимир Маяковский и многие другие). Обучение звуковиков с подобными проблемами происходит по одному сценарию: в школе они не могут учиться, учителя им ставят двойки, из-за кажущейся «необучаемости» их исключают из учебных заведений. Немаловажную роль в подобных ситуациях играет поддержка родителей, которые видят несомненную одаренность своего чада, принимают все «отклонения» не за признак олигофрении, а за особенности мышления.

Если ваш ребенок плохо говорит, если ему диагностируют задержку речевого развития, не стоит отчаиваться и думать, что на малыше необходимо ставить крест. Быть может, к нему просто нужен иной подход? Важно создать ему благоприятные условия для развития. Для этого в первую очередь необходимо понимание его особенностей. В этом и есть самый главный залог успеха.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор Галина Ржанникова

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

7 комментариев:

  1. Дмитрий

    Мой старший брат тоже до трех лет молчал. Потом заговорил. ничего стал человеком. Уже на пенсии. Полковник. В юности был хорошим спортсменом, выигрывал олимпиады по химии и физике

  2. Наташа

    кстати, у меня тоже есть знакомый случай с задержкой речи. Человек почти до 4,5 лет молчал, а в 5 лет в школу пошел, и учился успешно.

  3. Уведомление:ОТСТАЮЩИЙ В РАЗВИТИИ ИЛИ ГЕНИЙ — КАК ПОНЯТЬ? | Системно Векторная Психология

  4. Уведомление:ДИАГНОЗ: ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ | Системно Векторная Психология

  5. Инна Мельникович

    Такие детки – головоломка для психологов и логопедов обычной- несистемной- подготовки. Нужна НОВАЯ высшая школа! Где будут учить именно так – системно. С любовью и уважением к личности человека. А не делить детей на психотипы – истероидный, шизоидный и т.д. Звуковой вектор! Скажешь это при ребенке и его родителях – и никого не обидишь. И главное – малышу ярлыков не навесишь. Вот, что важно!

  6. Екатерина Б.

    Как интересно мы заведомо “ставим крест” на детях, которые призваны быть гениями. Ведь Звуковой вектор – это такой потенциал, такой абстрактный ум, такие способности. Все гении точных наук, да и пасители со Звуковым вектором. может перестанем искать проблемы в остальных и заглянем в себя, и поймём что наш ребенок не отсталый, может мы ему чего-то не даём или как-то влияем. Системно-векторная психология помогает понять причины по которым ваш ребенок может молчать или не говорить. На самом деле всё гениальное просто. Надо просто прислушаться и постараться понять, а не наклеивать этикетки.

  7. Татьяна Сарана

    ” Стоит ли говорить, что после такого ребенок не просто мучается комплексами и закрывается в себе, но вообще не хочет жить?”
    Что творится в душе ребёнка никто не старается подумать, нам бы быстрее наказать за то, что не такой , как все. А вот лучше бы понять причину этого и тогда все намного упрощается и ребёнок не будет страдать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *