Не могу оторвать сына от компьютера. Обидно — мальчишка неглупый, хорошо учился, книги читал. Теперь приходится заставлять делать уроки. Стал замкнутый, на улицу сам не выходит, приходится выгонять. Ничего у него не допросишься, сделает с большой неохотой и опять к экрану. Глаза красные, лицо бледное, поесть забывает со своим ящиком.
Подруги говорят мне: «Радуйся, что не по дворам ходит, в плохую компанию не попадет». А мне тревожно: технологии технологиями, но не должно быть такого, что железки интереснее живых людей.
Почему подросток зависает в компьютере? И что с этим делать? Разбираемся с помощью системно-векторной психологии.
Новейшие технологии — благо или зло?
Компьютер и интернет давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, без них никуда. Но одно дело, когда мы используем их для работы, для обучения, для развития, для того, чтобы сократить расстояние и время, и совсем другое — когда жизнь в виртуальном мире заменяет нам реальный. Потому что в реальном что-то не удалось, не сложилось, не нравится.
В этом отношении в группу риска попадают подростки, обладающие звуковым вектором. С одной стороны, они быстрее всех — даже учителей — разбираются в премудростях компьютерных программ, могут использовать компьютер и интернет для обучения себя и людей, для создания и продвижения нового программного кода. В этом случае не надо отвлекать ребенка от занятий и требовать, чтобы он был таким же спортивным, как обладатель кожного вектора, или столь же эмоциональным и общительным, как обладатель зрительного.
Если ребенок становится замкнутым, если он вас не слышит, если на просьбы не реагирует совсем или реагирует агрессией, если у него красные глаза, и кроме компьютера он больше ничего не видит и не слышит, то пора бить тревогу.
Создаем условия для развития звукового ребенка
«Опять за компьютером!», «Пойди, поиграй на улицу», «Сначала борщ, потом стрелялки» — это не аргумент. Можно отбирать компьютер, ставить блокирующие программы, но это все лишь временные меры, которые борются со следствием, но не с причиной. Кроме того, от таких методов он еще больше закроется, уйдет в себя, будет воспринимать вас не как родителя, друга, старшего, а как врага.
Помните фильм «Доживем до понедельника»? «Счастье — это когда тебя понимают», — написал один из героев в школьном сочинении. Давайте попробуем показать ребенку, что мы его понимаем не только на словах, но и на деле, тогда он сам нам все расскажет и даже поможет найти ему более конструктивное, полезное и интересное занятие, чем компьютерные игры.
Тишина. Это основной компонент экологии в доме, где живет звуковик. В тишине он сможет думать, в тишине он сможет вслушиваться во внешний мир. Не надо греметь посудой, пылесосить и включать телевизор на весь дом, когда он спит или делает уроки. Не надо кричать на него или при нем.
Тихий голос и правильные слова. Тихая спокойная беседа — вот что заставит звуковика прислушиваться и понимать, что ему говорят. Но никак не крик и не приказные и тем более оскорбительные или унизительные слова. Ни один человек не стал умным после того, как ему сказали, что он дурак.
Доверие и эмоциональная связь. Это нужно любому человеку, независимо от возраста, а ребенку жизненно необходимо для полноценного развития врожденных качеств. Кроме того, если у вас будут открытые доверительные отношения, он сможет рассказать о том, как у него складываются отношения с одноклассниками и учителями: быть может, напряженность в коллективе — это одна из причин того, что он сбегает от реальности в мир виртуальный.
Занятия в соответствии с врожденными талантами. Болезненное пристрастие к компьютерным играм или интернету возникает тогда, когда что-то не получается в реальной жизни. Однако есть масса других занятий, интересных для звукового подростка: музыка, поэзия, программирование, физика, математика, астрономия, языки. После того, как он почувствует, что вы его понимаете, а не порицаете, вы сможете вместе попробовать другие занятия, наполняющие его звуковые желания. Скорее всего, он сам вам о них расскажет.
А почувствовав вкус большего удовольствия (от написанной программы, от реализованной идеи), он сам выберет не иллюзорную компьютерную игрушку, а настоящую жизнь. Потому что в жизни интереснее, больше удовольствия, больше драйва.
Подробнее об особенностях воспитания звукового ребенка читайте в статье “Рекомендации родителям по воспитанию звуковых детей“.
Помощь и понимание, а не тотальный контроль
Несмотря на весь свой огромный объем психики и мощный абстрактный интеллект, он все еще подросток, и нуждается в понимании и поддержке родителей. Когда между родителем и ребенком уже есть особое доверие, эмоциональная связь, открытость, то хочешь не хочешь, придется попытаться разобраться в том, что именно ему интересно в компьютере и интернете. Ведь теперь он будет делиться с вами своими идеями и достижениями. Возможно, что теперь вам надо будет помочь ему найти поддержку и окружение для развития его идей: обучающие курсы, группу единомышленников.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что от внутреннего состояния родителей, в первую очередь мамы, зависит и психическое равновесие ребенка, его способность к обучению, его способность найти общий язык со сверстниками.
Ни в коем случае нельзя скандалить при ребенке, выяснять отношения, кричать друг на друга или на него. Это травматично для любого ребенка, а для звукового — это вопрос на уровне «жить или не жить». Потому как крик убивает нейронные связи, ответственные за способность воспринимать информацию, за способность к обучению. В случае звукового ребенка это приводит к невозможности реализации его врожденных звуковых талантов. Тихо сказанное слово с негативным смыслом будет иметь тот же эффект.
Однако дети чувствуют наши настроения и тревоги, даже если мы не высказываем их вслух, даже если внешне ведем себя сдержанно. Поэтому внутреннее равновесие родителя — это залог хорошего поведения и правильного развития ребенка. О том, как изменилось поведение детей и отношения с ними, рассказывают слушатели тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»:
Автор Ольга Крутчинская
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»