Британский актер и режиссер Рэйф Файнс признался в любви к русской культуре и искусству — эта новость облетела все информационные агентства. «Я испытываю большой интерес и любовь к русской культуре», — сказал Рэйф Файнс сразу после азиатской премьеры своего фильма «Белая ворона». Он добавил, что из всех городов, где он когда-либо работал, наибольшее впечатление на него произвел Санкт-Петербург. Хорошая новость? Наверное. Только новость ли? Интересоваться, вдохновляться и восхищаться русской культурой и искусством — хороший тон среди талантливых и образованных людей. Заха Хадид на своей выставке в Эрмитаже повесила «Черный квадрат» Малевича — источник своего вдохновения. Ансельм Кифер создал целую серию шедевров, посвященных Велимиру Хлебникову. А музыка? А тот же балет? А русская классическая литература? Список продолжите сами.
«Белая ворона» — это фильм о Рудольфе Нурееве. Талантливый режиссер, интернациональный состав, интригующий сюжет. Герой фильма — великий русский танцовщик. В кадре — прекрасный Петербург, да еще и Эрмитаж. При качественном исполнении — а это нам гарантирует имя Файнса — успех фильму обеспечен. Мы пока не знаем, насколько системным получился фильм, но очень надеемся на мастерство и интуицию его создателей. И очень хочется верить, что Рэйфу Файнзу удалось создать не просто качественный продукт, а настоящий шедевр. Мы уверены, что такое намерение у режиссера было, а еще мы точно знаем, как сделать кино таким.
Гениальный В.И. Ленин назвал кино «важнейшим из искусств». Это мощнейший инструмент воздействия на сознание людей. Кино не просто развлекает. Оно вовлекает, заражает, учит. Мы проживаем небольшую жизнь, смотря хороший фильм. Это всегда опыт, который наш мозг, неспособный не учиться, не отличающий фантазий от реальности, вплетает в свои новые связи. Поэтому создание кино — большая ответственность. То, что мы показываем, а главное — говорим человеку, мы буквально вкладываем в него.
Что такое кино? Это изображение, звук, смысл. Изображение — категория зрительная, звук — чувственная часть, смысл — сознательная часть звуковой категории мировосприятия. Если кино будет создаваться реализованными звуковиками — реализованными так, как того требует двадцать первый век, — то через него неизбежно будут передаваться эти бесценные смыслы, раскрывающие единство человечества, которые так необходимы на данном этапе.
Такие фильмы есть, это жемчужины кинематографа, созданные гениями. Можно привести в пример фильм «Александр Невский» Эйзенштейна, «Сталкер» Тарковского или «Рай» Кончаловского. В каждом из них есть мощная гуманистическая идея, безошибочно переданная языком кино. Как и любой истинный шедевр, эти работы предназначены не для узкого круга избранных знатоков. Эти фильмы оставляют заметный след в душе каждого.
Знание Системно-векторной психологии дает объемное видение скрытой от нас человеческой души. Оно раскрывает все ее измерения и причинно-следственные связи. Что это значит? Это значит, что любое человеческое проявление становится событием, имеющим единственное место в системе координат, описывающей наше бессознательное. Это значит, что каждая мелочь — слово, действие, поступок, манера или бытовая привычка — становятся символом смысла, то есть что-то говорят нам о человеке. Точно и правдиво. Как это и должно быть в кино. И если в жизни такое знание помогает нам понять себя и других, то для режиссеров или сценаристов такое знание человеческой природы просто необходимо для создания безошибочных образов и историй. Любой прошедший тренинг человек, даже не режиссер, может, например, увидеть, где великий Эйзенштейн выбрал неподходящего актера и почему.
Только в Системно-векторной психологии, и больше нигде, определяется звуковой вектор и раскрывается его роль в развитии человечества. Его природная задача — создавать идеи, находить смыслы и передавать их всем людям. Именно это, обычно неосознанное, желание заставляет людей невыносимо страдать, если они не идут путем поиска и познания. Эти люди первые, кто подвержен депрессиям, наркомании, суицидальным мыслям, уводя в свои плохие состояния все общество. Если же, и СВП дает для этого и ориентир, и инструмент, эти «редкие птицы» — звуковики — выходят к заданному природой призванию, то выигрывают все. Они реализуют свою роль, ищут и находят великие смыслы и передают это знание нам. Носители звукового вектора счастливы, мы с вами — развиваемся в нужном направлении и тоже счастливы.
Звуковой вектор первый способен осознать в себе вид и передать это осознание человечеству. За звуковиками идут очарованные новыми идеями обладатели зрительного вектора, заражающие впоследствии ими всех остальных. Именно так сегодня осуществляется власть звуковиков — от их раскрытий и состояний зависим мы все. А благодаря зрительному вектору возникла культура, и через этот же вектор распространяется и сейчас.
И С.Эйзенштейн, и А.Тарковский, и А.Кончаловский — несомненно, обладатели развитого звукового вектора, у которых получилось передать большие идеи, пронзительную правду человечеству. Но прежде не было Системно-векторной психологии, да и запрос был не таким мощным. Теперь Системно-векторная психология есть, а значит, есть возможность не только безошибочно находить дорогу к умам и сердцам людей, но и создавать новое всеобщее сознание.
Не случайно Файнса, режиссера и актера, тронул именно Петербург. Зрительно-звуковой город-музей, который, как и вся страна, несет в себе уникальный русский менталитет. В котором, увы, как и во всем мире, большинство звуковиков страдает от нехваток смысла. Культурная столица наглядно иллюстрирует, что культура уже не справляется со своими задачами. Прекрасный город, полный университетов, театров, библиотек, музеев, который и сам — музей. И который входит в пятерку самых потребляющих наркотики субъектов РФ, опережая Москву. Каждую неделю открываются новые галереи, форумы, выставки, фестивали, лектории, творческие кластеры и — бары. Население, в том числе молодое, массово прибегает к наркотикам и алкоголю — анестезии, заглушающей душевную боль. Привычным делом становится депрессия. Все это свидетельствует о колоссальных нехватках, которые не наполняет ни искусство, ни красота, ни творчество.
Культура не справляется, или ее нет? На самом деле, это один вопрос, точнее запрос, на который может быть один ответ: появление такой культуры, которая отвечала бы потребностям общества, что в век глобализации означает — человечества.
Модно ругать русское бескультурье. Да, есть много проблем. Вместо русской душевности — массовое распространение потребительства, вместо великого языка — легализация мата. Это не проблемы, это беды! Но, с другой стороны, мы все еще состоим из того, что сделали для народа Пушкин, Достоевский, Толстой, Римский-Корсаков, Глинка, Чехов, Цветаева, Маяковский и другие великие. И для нас все еще естественно быть великодушными, справедливыми, непредсказуемыми, готовыми жизнь отдать за свободу. У нас есть все, включая колоссальную назревшую необходимость, для того, чтобы, без преувеличения, спасти себя и вместе с собой — весь разваливающийся мир.
Если бы Файнс признался в любви к России или русскому народу, это было бы новостью. А вот если бы, скажем, в любви к России призналась Тэреза Мэй или Дональд Трамп (только искренне, а не из политического интереса) — это было бы больше чем сенсацией, это было бы уже другим миром. Конечно, это фантазия. Конечно, сейчас это возможно разве что в кино. Человечество зреет. Пока угроза нашего самоуничтожения всего лишь угроза, есть шанс превратить непрочные культурные связи в общечеловеческие отношения. Но чтобы мы этого захотели, нам еще предстоит кое-что понять.
Системно-векторная психология — то самое знание, тот самый инструмент, с помощью которого мы можем создать нечто большее, чем нынешняя культура, которая уже не справляется со своими задачами. Мир разделен, мира в мире нет. Кино — жанр, с помощью которого можно сделать новую этику всеобщей, вооружившись знанием и соответствующим намерением. У нас дважды уникальная база — богатейшее культурное наследие, вдохновляющее весь мир, плюс мощный русский менталитет. Это именно то, из чего может и должна вырасти новая этика — этика единства и отдачи. Как минимум, с помощью СВП можно развить русскую культуру до состояния мирового эталона величия и гуманизма, с самыми высокими ценностями — и это под силу именно нам, носителям русского менталитета. Как максимум — и эта цель должна стоять перед нами — создать то самое светлое будущее всего человечества, потому что все мы связаны теснее, чем думаем.
Автор Оксана Агаджанова
Корректор Зифа Ахатова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Культура, ты куда?,