Уголок школьницы 7-го класса. Все, что нужно для учебы — ноутбук, письменные принадлежности, тетради, учебники… Непременный атрибут — наушники. Чтобы отгородиться от чрезмерно шумной младшей сестры.
Подняв голову от развернутой тетради, она вытащила наушник из уха и, пытливо глядя на меня, тихо спросила: «А какой смысл хорошо учиться?»
Вопрос
Если вы подумали, что девочка, задавшая этот вопрос, — двоечница, то вы подумали неправильно — она отличница! Уроки делает без напоминания и очень тщательно. Вопрос возник из столкновения противоположностей — ее природного свойства делать все отлично и мнения родителей. Они убеждают дочь снизить градус ответственности за учебу, ведь ущерб здоровью от недосыпания уже отражается на родительском кошельке.
Почему девочка так старается, хотя от нее не требуют пятерок в обязательном порядке? Да и сам вопрос задан неспроста, в нем есть другой подтекст, пока неосознаваемый.
В этой статье мы заглянем в скрытое от обычного взгляда пространство чувств, рождающихся во взаимодействии людей и целиком зависящее от их врожденных свойств.
Два мира
Случалось ли вам когда-нибудь оказаться между двумя мирами? Или между двумя противоречивыми убеждениями? В ситуации, когда выходишь из одного, потому что там больше нечего делать, а другое вызывает отторжение и неприязнь?
Они с тревогой и опасением вглядываются друг в друга — мир детства и взрослый мир.
Первый: как я хочу туда скорее, что меня там ждет? Как интересно…
Второй: что мне ожидать от тебя? Что ты можешь отчебучить, пока поумнеешь! Не все так просто…
Шутка? Вот только почему-то всем не до шуток. Ни детям, ни взрослым. Пубертат — серьезное испытание для всех. Я лично с бОльшим сочувствием отношусь к детям.
Взрослые уже обладают опытом. Правда разного качества — есть и не очень положительный… зависит от того, как прошло детство, то есть от взрослых, окружающих ребенка. Цепь замкнулась!
Противостоящие друг другу миры в идеале должны объединиться. На деле получается не очень гладко — дети протестуют, критикуют, сбегают. Взрослые паникуют, требуют, пугаются, орут.
Зависшая между двумя мирами
Юная семиклассница ненавидит слово «подросток». Для нее это символ чего-то неполноценного, неразвитого. Себя она таковой не считает. Учится отлично, своих одноклассников считает недалекими, так как ей кажется, что им ничего не интересно.
Проявление эгоцентризма звукового вектора — налицо. Особенное мнение по некоторым вопросам приближает к миру взрослых, но он еще так неприступен.
«Меня никто не понимает» — ключевая фраза пубертатного периода.
Кто из взрослых страстно, с пониманием ситуации сможет ответить:
— Я, я тебя понимаю!
Вам приходилось произносить подобное в соответствующий момент? И встретить недоверчивый взгляд исподлобья? А может быть ваше чадо бросилось к вам в объятия?
Не дождетесь! Чтобы быть допущенным в это «междумирье», надо отойти от мира взрослых на безопасное расстояние, сократить свое взрослое видение несовершенства взрослеющего человека и увидеть то, что им движет. А именно — его желания и чувства, связанные с ними. Это сфера бессознательного, которая не контролируется.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» объясняет заложенные природой свойства векторов и их сочетания. Это открывает стройную систему взаимосвязей, понятную любому человеку даже без специального психологического образования.
Подросток, находясь между двумя мирами, еще не вступив во взрослую жизнь, имеет уникальную возможность наблюдать за этими мирами. Не являясь участником, он критически воспринимает происходящее там и делает свои выводы, иногда ошибочные, иногда просто протестуя.
Вот и моя героиня, наблюдая семейную жизнь, высказала матери, что она ошибается, думая, что задача женщины — выйти замуж и родить детей. Мама, конечно, улыбается и понимающе кивает головой — посмотрим, посмотрим… вот вырастешь, влюбишься…
А когда это еще будет! И какие проблемы могут возникнуть…
Пубертат: как пережить или — как выжить
Переход из мира детства в мир взрослых имеет свои особенности. Это потом, став взрослым, человек будет преодолевать различные кризисы, набирать опыт, впадать в отчаянье или радоваться. Период же пубертата по сложности может превосходить все взятые вместе кризисы взрослой жизни. Потому что…
Во-первых, в этом периоде задействованы вместе с подростком все окружающие его люди, а значит, взаимодействие и столкновение разных убеждений, мнений и принципов налицо. Это проявляется в отличии природных свойств родителей и детей.
Не зря же дети порой устраивают настоящий бунт против родительских установок. Притом родители могут совершенно не понимать, что происходит. Особенно в случае, если встретились впервые со звуковым вектором у своего ребенка. Таких детей немного — всего 5%. Они единственные, кто ищет смысл бытия не снаружи, а внутри. Обладающие абстрактным интеллектом, они отличаются от всех погружением в философские размышления и не понимают материальных стремлений или просто животной безмятежности, как в случае с одноклассниками моей героини.
5%. Представьте, какая это тоненькая прослойка в огромном «пироге», символизирующем человечество! Именно этой «прослойке» суждено вывести нас на новый уровень развития. Важно только понять их и правильно направить. О силе их воздействия в отрицательном варианте говорят горячие сводки о расстрелах одноклассников, сотворенных звуковыми подростками в плохих состояниях, не распознанных родителями и обществом. А в положительном — их идеи преобразовывают мир.
Во-вторых, несмотря на заявления подростка о самостоятельности, он нуждается в грамотном сопровождении по жизни. Почему именно в грамотном? Да потому, что дети развиваются только одним способом — куда и как ведут взрослые, так и развиваются.
Люди взрослеют и проблемы переходного периода из детства во взрослую жизнь так или иначе преодолевают. Однако, согласитесь, несколько лет, затраченных на детские протесты с претензией на взрослость и отчаянные попытки родителей прийти к взаимопониманию, забирают слишком много энергии.
Поэтому грамотное сопровождение ребенка по жизни обязательно должно включать рост самих взрослых. Рост, в смысле — развитие, получение новых знаний. Не секрет, что даже высшее образование в разных сферах не дает понимания психики подростка в полном объеме. Родители, учителя, психологи, пытаются объяснить подростковые проблемы с точки зрения физиологии, гормональных изменений юного человека. Что, конечно, имеет значение.
Но для полного понимания необходимо проникнуть в самое зерно психики, в те свойства, которые заложены природой.
В большой степени это возможно уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Регистрация здесь.
Развивайтесь и учитесь!
Автор Надежда Астахова
Корректор Валерия Старкова
Статья написана с использованием материалов тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Подросток в поисках смысла и взрослые люди,
Дааа, собственный то пубертат с ужасом вспоминаешь)) а тут скоро предстоит проходить)))