Проблема: «Кто Я?»

«Кто Я?» Не все люди задаются этим вопросом. И еще меньше тех, кто задумывается о том, а кто задает вопрос «Кто я?». Кто не знает, что он — это он? Какое подтверждение нужно человеку, чтобы он поверил, почувствовал, ощутил сам себя?

Если человек спрашивает себя, значит сам себя не определяет. Может, нужен какой-то особый орган для определения? Ведь физические параметры знает: вес, рост, цвет глаз, волос… И все же этого мало. Это точно не имя, дата рождения или национальность. Что он ищет? Какие опорные точки нужны человеку для узнавания себя?

Определение себя лежит в области психики, где не используется линейка или весы. Нужны нелинейные инструменты.

кто я картинка

Дельта или различение

Чтобы понять отличие, нужен не только «инструмент» измерения, но и другой субъект. Здесь мы сталкиваемся с особенностью человека со звуковым вектором: замкнутого в своих мыслях, блуждающего внутри себя в поисках ответов на вопросы «зачем?» и «почему?». Перед ним стоит задача проникнуть в бессознательное, поэтому его волнует поиск истины, первопричины, а не другие люди.

Человека с недостаточно развитым звуковым вектором вопрос «А кто этот, Другой?» не волнует. Ему это не интересно. Важен только он сам. Словно в мире нет никого, кроме него.
А раз он один во всем мире, то как ему узнать себя? Ведь во всех зеркалах только одно лицо, и он остается незнакомцем для самого себя.

Вокруг него люди, но он их не замечает, словно не различает. Значит, у него нет опыта различения. Для определения различия между людьми нужно понять их свойства и нужно чувство меры в разграничении: такой я — такой он, это мое, а это его и так далее. А для звуковика мир безличен, как и он сам, и сконцентрирован в одной точке. В центре Вселенной.

И этот центр — Я. «Так я чувствую: я здесь и нигде, я один и меня множество».

Может, поэтому возникает такой вопрос: «Кто Я?». Из-за парадоксального восприятия мира человека со звуковым вектором. Его эгоцентричность так велика, что он сравнивает себя с Творцом, видит себя в других людях или, точнее, отражает их в себя. При этом звуковику трудно признать, что он — это все. Что он — это разнообразие, вся азбука между альфой и омегой, а не единственная точка. Он словно кусочек голограммы — маленькая частица, но хранящая информацию обо всей картине. Просто суждения о мире человек получает на основании маленького кусочка информации, как будто из всех имеющихся рецепторов он решил пользоваться только одним, например, вкусовым. Тогда мир сужается до сомнений — может, кислый или горький, а может, сладкий, соленый. Все остальное существует, но не воспринимается.

Это парадоксальное восприятие мира уходит корнями в далекое прошлое человека, когда звуковик, ночной охранник стаи, почувствовал свою индивидуальность, отделенность от стаи. Первым ушел от состояния «мы» к состоянию «я». Таков путь эволюции. В современном мире она ставит перед людьми следующую задачу: снова почувствовать общность, целостность вида. Перейти от состояния «я» к состоянию «мы». И снова звуковики — те, кто первыми смогут достичь этого состояния.

кто я картинка

Достичь через тернии

Для многих людей со звуковым вектором трудно «поднять глаза» и увидеть другого человека напротив себя. Еще точнее — сосредоточиться на другом. Оторваться от себя, своих мыслей и направить внимание на желания, потребности, интересы Другого. Однако именно это и необходимо, пусть сначала хотя бы на короткое время. Умение концентрироваться на другом человеке со временем придет, как и умение чувствовать границы, свои и других, как и признание, что центр Вселенной находится там, куда направлено внимание.

Где Я и где Не Я?

Я сижу в океанариуме и наблюдаю многообразие подводного мира. Там, за толстым стеклом огромного аквариума, мир, обитатели которого, наверное, «думают», что это вся их Вселенная. Вот приближается скат манта, медленно взмахивая своими плавниками-крыльями. Он напоминает гигантского воздушного змея и по форме, и из-за тонкого длинного хвоста, похожего на оборванную нить. Приблизившись к стеклу, скат замирает — дальше пути нет. Здесь граница его мира. Я тоже представляю, что Земля — это весь наш мир, а атмосфера — как граница, очерчивающая его. Есть одна разница: у аквариумного мира граница плотная, непроницаемая, а вот мир Земли взаимодействует с космическим пространством.

Как же представить себе, где границы моего «Я»?

Вот окружность, а внутри «Я». Получается, снаружи меня нет. Есть информация, которая проникает через границу извне — так я узнаю о внешнем мире. Значит, граница проницаемая, потому что и от меня тоже идет информация наружу. Если бы ко мне извне ничего не поступало, тогда бы внешнего мира просто не было бы.

Когда внешнего мира для меня не существует, получается, что я заперта в своих границах и зеркальные стены отражают только меня саму. И тогда «Я» — нечто неопределенное. Не определяю себя, не определяю своих желаний — ничего не хочу или, может быть, желание так велико, что сама скрываю его от себя, боюсь хотеть большего, боюсь признаться в безумности этого желания. У меня нет меры, а безмерность не может являться критерием измерения.

Допуская же проницаемость границ, я взаимодействую с внешним миром. И тогда проявляются, определяются мои различия и сходство по отношению к другим людям. Получается, что «Я» появляется только в реализации, на границе, во взаимодействии внутреннего и внешнего. Как действующая часть личности, как существующее, энергичное начало, «Я» обретает смысл только через связь с другими людьми, уже по сути и не являясь «Я». Когда внимание фокусируется на Другом, на его желаниях, его состояниях, мое «Я» исчезает и появляется Мы. Рождается чувство, что границы расширились, снялись какие-то внутренние ограничения.

кто я картинка

Мы

От неопределенности, непонимании «кто я», человек идет к преодолению трудности верить в то, что есть смысл в его существовании. Этот смысл постигается чувственно: в ощущении себя частью целого, коллектива, общества, человеческого вида. Это не телесные, а более глубокие душевные ощущения единения и общности. Чувство общности не является слиянием или поглощением Другого, ведь человек не путает свое и чужое, он взаимодействует с миром на основе согласия и взаимного желания. Такое совпадение симпатии и интересов рождает изменение отношения к себе, к жизни, к миру — теперь с доверием, с дружелюбием, с радостью.

Чем отчетливее человек чувствует и осознает себя частицей громадного целого, тем милосерднее будет его участие ко всему живому, тем шире будет его сознание, включающее теперь общие беды и радости других людей. И тогда его собственное «Я» не испытывает ни сомнений, ни ложной скромности, ни отверженности, не требует подтверждения, а просто-напросто отождествляется с «Мы».

Автор: Татьяна Кунигель
Редактор: Марина Алексеева
Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана “Системно-векторная психология”

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (4 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Проблема: «Кто Я?», 10.0 out of 10 based on 4 ratings

1 комментарий:

  1. Екатерина

    Такой точный вопрос задаёт автор статьи. Мне захотелось у вас спросить… а вы знаете «кто вы?..» вы нашли ответ на этот вопрос?

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *