Кирилл зашел в пустую квартиру. Родители не торопились возвращаться с дачи. Конец августа, еще много работы на участке. Может, поехать к ним? Так непривычно быть одному. Вчера жена собрала вещи и с дочками уехала к своим родителям. Уже в коридоре она еще раз спросила: «Ты точно будешь поступать в институт?» Он кивнул. Дверь за женой захлопнулась.
Упрямство всегда заменяло ему уверенность. Вот и сейчас в опустевшей квартире, борясь с сомнениями, правильно ли он сделал, Кирилл, упершись лбом в оконное стекло, повторял: «Я хочу быть психологом. Мне это интересно».
Через три года ему будет сорок. Многие его одноклассники уже одолели несколько ступенек карьерной лестницы, кто-то защитил кандидатскую, кто-то открыл свой бизнес и процветает. А он, словно Колобок, катится по жизни неведомо куда, все дальше убегая от детско-юношеских мечт.
В детстве он представлял себя в десятках профессий: от продавца в магазине игрушек до астронавта. Стоило прочесть или увидеть интересное, как мальчик загорался: «Буду водителем, конструктором, моряком, строителем, писателем…»
— Я передумал, я буду …, — сообщал он родителям о новой мечте. Учился Кирилл хорошо: родители строгие, он их побаивался, поэтому старался, и в целом учеба ему давалась.
После школы хотел поступить на факультет журналистики, но прислушался к родителям и пошел в Политехнический институт. Поступил на бесплатное обучение и вскоре стал прогуливать занятия. Оказалось, что учиться непросто: сложность информации возросла в разы и поблажек, как в школе, никто не делал. На сессию он не пошел. Родителям не сразу сказал, а когда те узнали и «гроза» прошла, Кирилл устроился в небольшую газету, думая поступать в дальнейшем на журналистику.
Через пару лет, поступив на платное обучение, снова не дошел даже до первой сессии. «Зачем столько читать, да еще ненужного? Я уже пишу статьи получше тех, кто имеет диплом, так зачем мне это высшее образование?»
Вскоре он бросает журналистику и начинает менять работу за работой: менеджер, консультант, даже программист. Он быстро осваивает необходимые навыки, не углубляясь, не вникая в суть профессии, и через некоторое время заявляет, что диплом не обязателен, что у него достаточно знаний и компетенций, чтобы работать. Проходит еще немного времени, и коллеги, родители, жена выслушивают жалобы на то, что ему скучно и неинтересно. И это означает, что скоро он снова будет менять работу, снова будет просить поддержку у родителей и обещать жене, что это в последний раз.
Огонек интереса вспыхивает и гаснет под тяжестью его критических замечаний, обесценивания заслуг коллег, уныния. Кирилл сам заливает свой чуть разгоревшийся внутренний костер. Неуверенность в себе прячется за упрямым и высокомерным оправданием перспективности нового и рутинности настоящего.
Системный подход тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» позволяет рассмотреть причины формального отношения к работе, а по сути — к самой жизни.
Лебедь, Рак и Щука
Человек, имеющий сложную, с противоречащими друг другу желаниями, психику нередко сталкивается с проблемами самоопределения. Ему по разным причинам может быть сложно найти себя и свое место в жизни. Желания побуждают нас к действию. А если они о разном: идти или оставаться на месте, стремиться к людям или желать от них спрятаться, погрузиться в один предмет или одновременно изучать несколько? Как Лебедь, Рак и Щука — так, не до конца понятные, желания тянут нас в разные стороны.
Наш герой, с одной стороны, стремится быть профессионалом и имеет для этого необходимые свойства. С другой — не может ни в одном деле достичь совершенства. В его случае одной из основных причин неспособности углубиться, вложиться в выбранное направление является состояние кожного вектора. В формирование жизненного сценария Кирилла вносят свою лепту также анальный и зрительный векторы.
Добраться до вершины
Скука и уныние — это сигнал остановки движения. Человеку с кожным вектором необходимо движение и новизна: куда-то бежать, что-то делать. При хорошей внутренней организованности кожник планирует, старается выполнить поставленные задачи, сделать как можно больше еще и потому, что чувство времени для него тоже очень важно. Впереди вершина, к которой он стремится, и надо успеть не просто догнать, но и перегнать всех на этом пути. Человек с развитым кожным вектором при обгоне будет соблюдать правила, двигаться к вершине не один, а организовав команду, проявляя присущие ему лидерские качества. Соревнование и честная победа приносят ему радость.
А если обладателю кожного вектора на работе быстро становится скучно, то можно предположить, что кожные желания не реализуются. Человек чувствует застой, а не рост, карьера не складывается, он сравнивает себя с коллегами, считая, что им «везет», и чувствует, что жизнь не удалась. И тогда приходит мысль: это не мое, эта работа мне не подходит, — и принимается решение все начать на новом месте. Кажется, что там перспективы получше, и да, первое время работа увлекает.
Проходит время, кажется, что во всем разобрался, и… снова становится скучно. Тут бы помог поиск новых областей, проектов, задач посложнее, исправление предыдущих недоработок, но при недостаточно развитых свойствах кожного вектора человек проявляет нетерпение, стараясь быстро решить проблему, видит выход в кардинальных переменах. Он торопится еще и потому, что искаженное восприятие времени обжигает пятки: надо успеть, надо спешить, время не ждет…
Медленно или быстро?
Вот и Кирилл предпочитает бежать от осознания необходимости личных усилий, труда, ответственности. Проще найти «врага» снаружи и, указав на него, начать с начала на новой работе. Так свойства кожного вектора «щукой» срывают героя с места, не дав проявиться терпению и обстоятельности анального вектора.
Важное свойство человека с анальным вектором — это серьезное, детальное освоение навыков и изучение материала. Этот человек не считается со временем — принципиально важно вложить силы в процесс и сделать работу хорошо. Таковы идеальные настройки анального вектора. А если вместе со зрительным — такое сочетание векторов побуждает человека учиться. Погружаться в предмет, узнавать, изучать, ведь в анальном векторе «зашита» потребность в передаче знаний другим поколениям.
Для Кирилла высока значимость обучения, но желания кожного вектора у него сильнее. Получается, что вместо поиска, где приложить силы кожного вектора: разработать новый аспект, подход в работе, организовать вокруг себя людей, принимать конкуренцию как необходимую часть профессиональной жизни, — его неорганизованность, суетливость и мельтешение не дают сосредоточиться на одном, раздергивают в противоположных направлениях. В результате и анальный вектор, лишенный реализации, начинает проявляться в критиканстве, обесценивании, а вместе со зрительным вектором — в умничаньи и высокомерном поведении.
По проторенной колее
Со стороны очевидно, например, что человек стал горбиться, изменилась его осанка, а изнутри, самому, это трудно заметить. До тех пор, пока человек не задумается, не уловит сигналы изменений в теле.
Так же и с психикой. То, что очевидно со стороны, нами часто не принимается. Мы этого даже не можем заметить в зеркале, как в случае с телом. Поэтому наши внутренние «перекосы» перерастают в хронические нерешенные проблемы. Если бы мы их видели, то давно бы решили, однако предпочитаем считать, что все про себя знаем, и в десятый раз наступаем на те же «грабли».
Годы идут, и Кирилл чувствует что-то неладное, да и на работе замечают его непрофессионализм. Непонятно только, как с этим быть: признать свою некомпетентность невозможно — он до последнего готов держаться за созданный в собственных глазах образ умного, интеллектуального человека. Хотя теперь уход жены и детей подталкивает его разобраться в проблеме. Кирилл и сам засомневался, а не получится ли как обычно: поступил и бросил учебу? Тем более что нужно будет и работать, и учиться.
Уметь учиться
Ребенок рождается с готовностью обучаться. Его любопытство, доверчивость, открытый ум, стремление к изменениям, предусмотренные природой для взросления человека, позволяют накапливать и применять знания. Эти же качества нужны нам, взрослым, при изучении нового: быть открытыми, убрать скепсис, критику и желание оспорить знания. Компетенция, авторитет, влиятельность в сфере своей профессии не появляется от наличия очков, кожаного портфеля с дипломом внутри и стремления дискутировать по любому поводу.
Умение учиться — это стремление владеть знаниями настолько, чтобы отвечать на любые вопросы в сфере своей профессии, чтобы можно было видеть, проблематизировать, оценивать самостоятельно. Не искать, например, только решение своей проблемы, а хотеть понять, как решаются любые задачи. Учеба — это углубленное изучение целой отрасли, а не просто какой-то детали, необходимой в данный момент.
Результат обучения — это отдача результатов
Получение знания должно вести к результатам. Результатам труда. Иначе остается неудовлетворенность. Мы получаем и отдаем. Несем ответственность за полученное. Затрачиваем усилия и радуемся. И процессу, и результату.
Здесь уместно вспомнить не беззаботного высокомерного Колобка, а гениального Марка Твена и его Тома Сойера. Помните, мальчик, ленясь красить забор, придумал, как выполнить эту задачу?
«Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если бы у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе.
Том подумал, что жить на свете не так уж плохо. Сам того не подозревая, он открыл великий закон, управляющий человеческими действиями, а именно: для того чтобы мальчику или взрослому захотелось чего-нибудь, нужно только одно — чтобы этого было нелегко добиться».
Марк Твен
Горение рождается от трения. Так наши предки разжигали огонь — часами вращая палочки, дожидаясь единственной искры. Сейчас достаточно одного щелчка зажигалки, чтобы появился язычок пламени. Все упростилось и стало доступнее. Зачем решать сложные задачи, годами изучая материал?
Тогда откуда взяться ровному длительному горению? Состоянию, когда можешь справиться с чем угодно, достичь желаемого.
Вечный ученик
Сколько часов в день мы затрачиваем на достижение нашей мечты? Играем ли мы на гитаре по 5–6 часов или разбираем языки программирования, забывая поесть? Сколько стежков нужно сделать, чтобы шов стал идеально ровным? Сколько набросков будет уничтожено, сколько душевных переживаний вложит художник, пока научится творить?
Иногда мы ожидаем, что слова, навыки, качества волшебным образом появятся в нас, и не учитываем, что несем ответственность за собственные усилия, за применение знаний, их тренировку. Без реализации полученных знаний нам придется вечно топтаться на месте, мечтая о профессионализме, но не достигая его.
И очень важно разобраться, по какому пути следовать, развитие каких качеств будет более успешным лично для нас. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает осознать причины жизненных неудач и способствует личностному и профессиональному росту.
Автор Татьяна Кунигель
Редактор Марина Алексеева
Корректор Гиляра Темирьянова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»