Системно векторная психология и профориентация

Сегодня речь вновь пойдет о применении знаний, которые дает Системно векторная психология, на практике. Мы обсудим такую важную в жизни каждого человека тему, как профориентация. Почему эта тема столь значима?

Лично я никогда не сталкивалась с проблемой профориентации. И до того, как Системно векторная психология вошла в мою жизнь, и после этого. Мне всегда казалось, что нет ничего проще, чем понять, чем ты действительно хочешь заниматься по жизни. Достаточно прислушаться к своим желаниям. Так думала я, потому что мне повезло. Вышло так, что однажды я осознала, что филология — это мое. Ну а раз я решила, то никто не мог меня переубедить: родители спорить не стали и отправили меня на дополнительные курсы по подготовке к поступлению.

И чем дольше я ходила в Школу юного филолога, тем более понимала, что это именно мой путь. Чем больше я занималась русским языком, тем сильнее убеждалась, что у меня есть способности. Я всегда интуитивно руководствовалась принципом: заниматься по жизни тем, что приносит удовольствие. Филологический факультет мне, абитуриенту, представлялся каким-то сказочным и таинственным местом, где изучают древние языки и фольклор. Я по-настоящему мечтала туда поступить и действительно рада была там учиться (хоть некоторые дисциплины и сводили с ума).

Системно векторная психология: как выбрать профессию? картинка

Системно-векторная психология: как выбрать профессию?

К выбору профессии я подошла с той же самой стороны: что нравится, что лучше всего получается, то и нужно. Но…

Я — это я, и если у меня в жизни получилось так — это не значит, что так получается у каждого. Много людей приходит с этим вопросом и на тренинги Системно векторная психология. По опыту наблюдения за моими знакомыми скажу, что чаще выбор профессии происходит по-другому. Например, многие ищут специальность с точки зрения престижности специальности и размера последующей зарплаты — как итог обучение приносит страдание, так как ничего не получается. Или же мама с папой решают, что сын или дочь должны учиться именно на каком-то конкретном факультете. А ребенок потом пять лет терпит нелюбимую специальность, но работать после этого так и не начинает — все профессии, связанные с опостылевшей специальностью, раздражают. Бывает так, что идут туда, куда пошли друзья. Иногда вообще критерием выбора являются баллы ЕГЭ: куда человек может пройти по баллам, туда и идет, лишь бы корочки получить.

Это может быть вам интересно:

В чем заключается индивидуальность человека?

Жизнь бессмысленна… Или нет?

Во всех случаях сюжет один: учимся непонятно на кого, работаем вообще в другой отрасли, получаем ненавистный диплом и кладем на полочку. Спрашивается: кому это нужно?

Очень часто старшеклассники, доучившись до 11-го класса, никак не могут решить, куда же они хотят поступать. Причин тому множество. Кто-то привык, что за него все решают родители. А кто-то просто еще не нашел ту самую стезю, которая действительно его. А если речь идет о подростках со звуковым вектором, то очень часто они испытывают апатию перед будущим: я-то все могу, но какой в этом смысл? А раз смысла нет, то и делать ничего не буду. Много видела на тренинге Системно векторная психология людей с похожими мыслями.

Системно векторная психология: куда поступить? картинка

Системно-векторная психология: куда поступить?

Когда мы учились в 10–11-х классах, к нам постоянно приходил школьный психолог с тестами по профориентации. Считалось, что тесты помогают понять, какая профессия тебе более всего подходит. Смысл большинства вопросов был один и тот же: из двух предложенных профессий выбираешь одну. Потом тебе выдают результат: направление деятельности, которое лучше всего подходит. Не могу сказать, что такие тесты были плохими. Они помогали только в том случае, если ты уже сам знал, что тебе нужно. Тогда они служили как бы подтверждением выбору, хотя на самом деле он и так уже был сделан. Некоторые вопросы типа: «Кем бы ты предпочел работать: директором или лесником?» — меня, прямо скажем, вводили в ступор. А если мне ни то ни другое не нравится?

Системно векторная психология не предлагает никакого тестирования, потому что большинство ныне существующих тестов носит субъективный характер: по ответам всегда можно предугадать результат.

Лично мне очень сложно бывает отвечать на различного рода психологические опросники, потому что я никак не могу разобраться, какой ответ все-таки выбрать. Иногда мне кажется, будто в тестах я приукрашиваю себя, иногда кажется, что, наоборот, уничижаю. Очень сложно объективно относиться к себе: результаты, как следствие, получаются неосознанно подогнанными. Да и любой специалист вам скажет: тесты неэффективны.

Тогда как правильно выбрать специальность и профессию?

Прежде всего, хочется выразить немой укор родителям, которые всегда «знают лучше, что ребенку нужно». Увы, жизнь показывает, что родители знают только себя и свои желания. Да, все мы хотим для родной кровинушки только добра и счастья. Мы хотим, чтобы он хорошо зарабатывал, занимался путным делом, но некоторым людям за всю жизнь и мысли в голову не приходит: «Может, то, что я считаю «путной специальностью», — это не истина в последней инстанции?»

Системно векторная психология меняет это восприятие. Многие люди осознали, что они ошибались. Совершали ошибки в отношении детей, близких, родственников. Оценивали других через себя, не могли или не хотели видеть желания других. Конечно, все это они делали из самых лучших побуждений, желая самого лучшего своим детям, и это не поиск правых и виноватых. Но знаете, мне кажется, лучше это осознать до того момента, как наломаешь дров. Иногда уже бывает поздно: когда твоему ребенку 30 и он так и не устроился в жизни, потому что ты сам настоял на том, чтобы он отправился учиться на ту специальность, которая нравилась тебе, а не ему.

На что предлагает ориентироваться Системно векторная психология при выборе специальности? Прежде всего на природные данные каждого конкретного человека, на его векторальный набор и степень развития векторов.

Я приведу примеры, какие специальности, как это показывает Системно векторная психология, подходят людям с теми или иными векторами.

Системно-векторная психология: выбираем профессию в зависимости от природных свойств картинка

Системно-векторная психология: выбираем профессию в зависимости от природных свойств

Кожный вектор

Люди с кожным вектором обладают следующими качествами: логическим мышлением, гибкостью ума, лидерским талантом. Они неусердны и нетерпеливы, стараются все делать быстро, мгновенно. Цифры — родная стихия людей с кожным вектором: с детства имеют привычку считать все подряд (ступеньки ли, или мимо проезжающие машины). Системно векторная психология отмечает, что кожники — отличные продавцы и бизнесмены, экономисты и математики, организаторы и управляющие, поэтому такие специальности, как менеджмент, экономика, государственное управление, им подойдут идеально. Все то, где необходим расчет и гибкий ум.

Кроме того, кожники в развитом состоянии — отличные юристы и политики. Ведь именно люди с кожным вектором — Системно векторная психология обращает особое внимание на это — были создателями закона.

Что еще подойдет обладателю кожного вектора? Ведь, помимо всех перечисленных качеств, кожники имеют отличные физические данные, что позволяет им стать спортсменами или танцорами. У таких людей отличное чувство ритма, ловкие руки, быстрые ноги, гибкое тело. Поэтому если ваш ребенок с детства занимается спортом, то построить карьеру в этой области ему не составит особенного труда.

В современном большом городе практически не бывает людей без верхних векторов, а они очень меняют картину.

Системно-векторная психология: профессии кожного и анального вектора картинка

Системно-векторная психология: профессии кожного и анального вектора

Анальный вектор

Людей с анальным вектором можно легко узнать по таким качествам, как хорошо развитое аналитическое мышление, способность классифицировать, усердность, внимательность к деталям, кропотливость, аккуратность, перфекционизм, терпеливость, хорошая память, любовь к прошлому, способность доводить начатое до конца, педагогический талант. Системно векторная психология очень подробно рассматривает все особенности их психики. Кроме всего прочего, анальники отлично выполняют ту работу, где необходимы «золотые руки»: превосходно мастерят, шьют, чертят, лепят и пр.

Получается, что люди с анальным вектором — это всегда специалисты своего дела: мастера, ремесленники, чертежники, повара. В сочетании со зрительным вектором — это ювелиры, художники, скульпторы, фотографы, режиссеры, ученые (историки, например). В сочетании со звуковым — писатели, литературоведы.

Не стоит также забывать, что анальники — превосходные учителя и преподаватели.

Уретральный вектор

Профессии, которые могут заинтересовать человека с уретральным вектором (обладателя тактического мышления, как классифицирует Системно векторная психология), мы рассматривать не будем. Почему? По нескольким причинам:

1. Уретральник, в принципе, может заниматься чем угодно, если сам этого захочет. А если захочет, то будьте уверены: это у него получится лучше всего.

2. Нет таких профессий и специальностей, созданных специально для людей с уретральным вектором. Вождь — его профессия.

3. Системно векторная психология показывает, что уретральник всегда вождь и движется в том направлении, в котором ему нужно. Поэтому вопрос: «Куда отдать уретральника?» — звучит странно, ваше мнение ему не указ. Сам выберет. Вам нужно развивать его, научить его работать на стаю. Многое будет зависеть и от его дополнительных векторов.

Зрительный вектор

Образное мышление, превосходное чувство стиля, безупречный вкус — далеко не главные качества людей со зрительным вектором, но и по ним можно понять, какие специальности идеально подходят зрительникам. Так, анально-зрительные люди становятся дизайнерами и художниками, ювелирами, фотографами, режиссерами и декораторами. Кожно-зрительные девочки и мальчики занимают свою нишу в модельном бизнесе.

Системно-векторная психология: зрительный вектор картинка

Системно векторная психология: зрительный вектор

Кроме того, развитый зрительный вектор — это еще и высшая степень эмпатии. Поэтому люди с кожно-зрительной связкой — превосходные психологи и психотерапевты, социальные работники, волонтеры, а также учителя, воспитатели. Как это раскрывает Системно векторная психология, кожно-зрительный мальчик в современном мире становится и менеджером, и секс-символом, певцом. В принципе, он тянется туда же, куда и кожно-зрительная самка, да вот только до эмпатии пока не дорос, поэтому психотерапевтом ему пока не быть. А если он с анальностью, то это уже совсем другой разговор.

Анально-зрительные ребята, кроме прочего, становятся замечательными врачами и ветеринарами, они идеально подходят и на роль учителей. Такой, при хорошем состоянии векторов, может реализовать себя во многих профессиях. От ученого до модного дизайнера, художника.

Ну и наконец, зрительный вектор — это еще и отличные актерские данные, умение вести себя на сцене. Актеры и певцы (одним словом, артисты) — это тоже к зрительникам. Журналисты (репортеры), ведущие, гиды — туда же.

Звуковой вектор

Абстрактное мышление, нестандартный взгляд на вещи, способность к языкам, дар письменного слова, умение рождать идеи, желание познать секреты мироздания — все это черты звукового вектора.

Системно векторная психология показывает, что звуковик тянется к физике, математике, лингвистике, философии. Может стать инженером-изобретателем, разработчиком, программистом, великолепным шахматистом, переводчиком. Многое решают нижние вектора звуковика. Так, звуковики с анальным вектором более склонны заниматься письменными переводами, они не успевают переводить так молниеносно, как это делают кожные звуковики, которые чаще реализуют себя как синхронные переводчики.

Звуковики с анальным вектором — это писатели, философы, литературоведы, критики, психиатры, ученые.

Не стоит также забывать, что все люди со звуковым вектором имеют отличный (а нередко даже идеальный) слух, поэтому очень часто они становятся музыкантами.

Оральный вектор

Люди с оральным вектором имеют талант говорения, поэтому из них получаются превосходные ораторы и комики. Они получают огромное удовольствие, участвуя в КВН, превосходно чувствуют себя в роли тамады или ведущего. Кстати, оральники хорошо выполняют задачи по «убалтыванию» собеседника. Например, кожно-оральные товарищи — идеальные менеджеры: говорят очень убедительно, впихивают товар за милую душу.

Более того, оральный вектор предполагает наличие еще и кулинарных способностей. Люди с анально-оральной связкой — виртуозные повара.

Обонятельный вектор картинка

Обонятельный вектор

Самый редкий и самый «загадочный» вектор, который рассматривает Системно векторная психология. Обонятельный вектор — это всегда невербальное, интуитивное, если можно так выразиться, мышление. Превосходный стратег, который всегда знает наперед, что ожидать от того или иного человека, от той или иной компании. Люди с обонятельным вектором — идеальные советники для любого руководителя. Они всегда знают, как привести компанию к процветанию, так как чувствуют, «откуда дует ветер».

В сочетании с кожным вектором они отличные финансисты, разведчики.

Что делать, если векторов много? Ведь у современного человека насчитывается в среднем от трех до пяти векторов! Здесь нужно, кроме векторального набора, учитывать состояния векторов, а также опираться на свои собственные желания. Ведь человек на самом деле знает, чем ему интересней заниматься, просто нужно понять, какие из желаний благоприятствуют его выбору. В этом плане, пройдя тренинг Системно векторная психология, выбрать становится проще, на тренинге начинаешь понимать, какие желания твои собственные и их реализация действительно принесет тебе удовольствие, а какие навязаны извне обществом, родителями, друзьями и т. д.

Когда выбираешь специальность или профессию, нужно всегда задавать себе один и тот же вопрос: «А почему я хочу заниматься этим?» Потому что получаю удовольствие от этого или потому что так хочет мама, а я боюсь ее расстроить? А может быть, мне просто страшно идти в незнакомое общество, поэтому я иду лишь бы куда, но с подружками? Или мне хочется выполнять данную работу, потому что мой кумир занимается этим? Или я намеренно отказываюсь от любимого занятия, потому что мне общество внушило, что денег на этом деле не заработаешь?

Знаете, когда я шла на филолога, мне все как один говорили: «И кем ты потом станешь?» Родители говорили: «Ну, будет учителем, что уж теперь». Все вокруг пугали, что это самая непрестижная профессия. А на деле? А на деле филологи нужны всем. Это я вам серьезно говорю. Если ты — специалист своего дела, если ты любишь то, чем занимаешься, и выполняешь работу, связанную со специальностью, на высшем уровне, то ты нужен везде. И везде найдешь себе нишу и применение.

Нет ничего печальнее положения человека, который занимает не свое место, который ненавидит свою профессию. Он по-настоящему несчастен, а жизнь его превращается в бесконечные унылые будни. Так почему бы не разобраться, наконец, какое место твое?

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

5 комментариев:

  1. Знаете, Ваша статья мне очень понравилась. Я сама филолог и я, как и Вы, изначально понимала, что филология – мое призвание. Правда, я полиморф в том смысле, что одновременно с анально-звуковой связкой (письменный переводчик), у меня “проскакивают” задатки и кожно-звуковой (синхронный переводчик). И, вообще, у меня кожа и анальность постоянно друг с другом борются – спасибо СВП, что я теперь моим противоречиям нашла точное определение! Потому как раньше не понимала, почему меня то тянет сесть за словари-книги и читать-читать-изучать-записывать и классифицировать, получая от этого наслаждение. А то вдруг наскучивает и бешенно хочется динамики, на что-то влиять, организовывать, вертеться среди людей. Другое дело – мне одного перевода мало, мне действительно нужно больше для самореализации. Надеюсь, все-таки когда-то получится пройти весь курс СВП и, может, это даст мне толчок, понимание, КАК же все так организовать в своей жизни, чтобы свой профессионализм развивать динамично, а не быть книжным червяком.:)
    ЗЫ. Ваши статьи об СВП мне очень нравятся, у Вас нет налета агрессивности и неприятия, как у некоторых других прослушавших тренинг у Ю. Бурлана. Спасибо Вам!

  2. Виктор

    Профориентация – очень значимая вещь. Такое ощущение часто возникает, что ее бы пройти всем, кто работает как минимум в торговле и в гос.органах – они там явно не на своих местах многие сидят.
    Ввести бы в школе этот предмет – одно из немногого полезного появилось бы. Спасибо.

    • Красуля Наталья

      Виктор, да! Это наше ближайшее будущее, а пока на родителях самая огромная ответственность. Что называется – снизу вверх )))

  3. Татьяна Сарана

    Реализоваться в полной мере и быть не только успешным, а ещё и счастливым сможет человек, если будет понимать себя и свои природные таланты.

  4. Интересный материал. До этого никогда не читал подобный материал, заинтересовал заголовок и пошло как-то само собой. Автору салют за информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *