Не так давно ученые из Университета Огайо решили провести исследование среди мужчин, которые любят делать собственные фотографии на смартфон и выкладывать их в Интернет. Восьмистам испытуемым в возрасте от 18 до 40 лет были даны анкеты и тесты, пытающиеся выявить их психическое состояние во время процесса выкладывания селфи в сеть. Кроме того, мужчинам был задан ряд вопросов, позволяющих оценить их антисоциальное поведение и уровень самообъективации.
К какому же выводу пришли исследователи? Мужчины, часто выкладывающие селфи в социальных сетях, проявляют более высокую склонность к психопатии и нарциссизму, нежели те, кто занимается подобным редко.
Но что это значит на самом деле? Давайте сегодня на эту тему и поговорим.
Ответьте на простой вопрос: вы любите фотографироваться? Вы, наверное, давно заметили, что все люди по-разному ведут себя перед камерой и по-разному относятся к самим фотографиям.
Одни люди специально позируют, когда их фотографируют: и так повернутся, и сяк. И, самое интересное, получаются, как правило, идеально на снимках! Аккаунты в социальных сетях у таких людей переполнены их фотографиями, альбомы ломятся от привлекательных снимков. Они и сами любят подолгу рассматривать удачные кадры и показывать их другим.
Иные люди избегают фотокамер, закрывают лицо руками, когда кто-то пытается их «щёлкнуть», считают, что получаются на снимках ужасно, редко просматривают фотографии и не выкладывают фотопортреты в сеть.
Третьих вообще никогда не встретишь на снимках. Умудряются незаметно исчезнуть в самый подходящий момент.
Четвертые относятся к фотографиям как к памяти и бережно хранят их в толстых альбомах с переплетами.
И так можно перечислять до бесконечности. Но вывод напрашивается один: отношение к процессу фотографирования и к самим фотографиям определяется особенностями психического склада отдельного взятого человека. Их безошибочно описывает Системно-векторная психология.
Фотография, как и всё остальное визуальное искусство, создается людьми со зрительным вектором. Благодаря наличию сверхчувствительного сенсора, такие люди обладают отличным вкусом и способны отличать гораздо больше цветов и оттенков, чем все остальные. Зрительники воспринимают мир глазами, любят глазами и неизбежно тянутся к прекрасному.
Многие люди со зрительным вектором (особенно анально-зрительные) становятся фотографами. Иные (кожно-зрительные) – моделями. Но в современном обществе фотография – это не только и не столько искусство. Это раньше, чтобы запечатлеть человека на плёнку, нужно было познать азы фотографии: как минимум, научиться пользоваться фотоаппаратом, научиться настраивать свет, яркость, контрастность, знать основы композиции и многое другое. Более того, сам процесс проявления плёнки и печати снимков был очень долгим и трудным.
Сейчас же, когда на каждом смартфоне и любом другом гаджете есть вполне терпимая камера, то достаточно нажать на одну-единственную кнопочку, чтобы вышел более или менее приличный снимок, и на другую, чтобы этот снимок увидели во всём мире, фотография стала чем-то привычным и обыденным. Время создания и публикации снимка свелось к нескольким секундам. Более того, чтобы сфотографироваться, вовсе не нужно ждать фотографа или просить кого-то другого «щёлкнуть» вас. Есть фронтальная камера на телефоне, и есть такое понятие, как селфи.
Селфи – это так называемый «автопортрет», снятый на гаджет. И со временем этот вид фотографии обретает всё большую и большую популярность среди пользователей сети. Существуют даже специальные моноподы – палки для селфи, с помощью которых можно «щёлкнуть» себя с более удобного ракурса. Художественного, как правило, в таких фотографиях ничего нет. Ведь это не искусство, а, скорее, способ коммуникации: способ показать остальным людям, где ты был и чем занимался. Но кому это нужно?
Вернемся к людям со зрительным вектором, любящим всё прекрасное. Самое главное в жизни для зрительников – красота и любовь. Многие из них часто любуются собою в зеркало, любят прихорашиваться, наряжаться, обожают привлекать к себе внимание. Люди со зрительным вектором хотят любить и быть любимыми. И чем меньше развит этот самый зрительный вектор, тем больше второе желание выходит на передний план. Зрительники хотят всем нравятся, хотят, чтобы ими восхищались и дарили им комплименты. Они как бы всеми своими действиями говорят: «Смотрите на меня, любите меня». И селфи для них – способ эту самую любовь окружающих людей заполучить. Они получают удовольствие от лицезрения себя на снимке, они получают удовольствие от каждого лайка в сети и от каждого комментария. Для многих людей со зрительным вектором страница в каком-нибудь Инстаграмме становится этаким алтарём любви к себе и местом самолюбования. Кто-то снимает себя на фоне дорогих вещей, дабы подчеркнуть свой статус в обществе (кожно-зрительные), иные подолгу сидят и редактируют свой снимок, чтобы получилось «еще лучше» (анально-зрительные). Зрительники делятся с читателями эмоциями через снимок и, конечно, с трепетом ждут комментариев с комплиментами и одобрениями.
Посмотрите, я в ресторане. Посмотрите, какие у меня новые очки.
Посмотрите на меня! Посмотрите!
Нет, такие люди вовсе не психопаты, хоть и очень эмоциональны. Ведь эмоции – родная стихия зрительного вектора. Они словно тайфун, словно стихия, то плачущий, то хохочущий вихрь. Однако, зрительники весьма безобидны в жизни, хоть и любят порой поскандалить и устроить истерику. Но называть это психопатией в корне неверно.
Многие ученые оказались озадачены появлением такого феномена, как селфи, но нужно просто понять одну важную вещь. Глобальная Сеть поспособствовала расширению рамок человеческого существования. И каждый здесь реализовывается по-своему. Селфи – это не болезнь, возникшая на фоне появления гаджетов, и не следствие психологических травм, а лишь один из способов реализации людей со зрительным вектором в сети и способ их коммуникации с внешним миром.
Неконтролируемое селфи: признак психопатии или нарциссизма?,