Эпизод первый
Сейчас снова начнется. Приступ паники. Внутри все сжимается, сердце учащенно бьется, в горле стоит тугой комок. Мне страшно. Я просто представляю, что выхожу из дома и куда-то еду. Паника увеличивается, сознание раздваивается. С одной стороны, я знаю, что я взрослая тетя, а с другой…
С другой — я маленький ребенок, даже не ребенок, а зверек — комочек ужаса. Ужаса, вопящего внутри меня о спасении. Спасите кто-нибудь от этого чувства страха, которое заполняет весь мир. Мне нет дела до работы, горы немытых тарелок, домашнего задания сына. У меня паническая атака. Внутренний вопль о помощи проваливается в никуда. В вязкую вату уверенности, что мне никто не поможет. Никто. Не. Поможет. Потому что на самом деле ничего мне не угрожает.
Никто не видит причин моего недовольства жизнью. От горького понимания этого факта становится еще страшнее. Другие люди покоряют космос, идут к горным вершинам, смеются, гуляют в парке. Я же не могу сходить в магазин. Эти сухие строки не могут отразить весь ужас положения человека со зрительным вектором, который находится в состоянии «страх».
Самая сильная эмоция — страх смерти
Все знают, что есть такое понятие, как страх смерти. Но только на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дается точное определение этой эмоции. Это первая эмоция, которую испытал человек на начальных этапах своего развития. Страх дал человечеству возможность выжить как вид. Люди со сверхчувствительным зрением, способные уловить легкое колебание травы, отблеск солнца на шкуре хищника, спасали всех от гибели ежедневно.
Сейчас человечеству хищники не угрожают. Сейчас сам человек — самый опасный «хищник» на планете. И человек со зрительным вектором стал нести в мир эмоцию, противоположную страху, — любовь. Эмоциональные связи, сопереживание в разной мере присутствуют в жизни каждого, но только зрительник способен испытать все эмоции на пике их амплитуд.
От дикого животного страха до огромной, всепоглощающей благостной любви ко всему живому. Люди в разных состояниях зрительного вектора спасают раненых, учат нравственности детей, пишут картины, создавая культуру и поднимая ценность человеческой жизни.
Или трясутся от страха под одеялком, боясь пройти ночью в туалет, становятся жертвами сект или бесконечными истериками доводят окружающих до ручки.
Эпизод второй
Если он уйдет, я умру. Я не смогу дышать, я не смогу без него. Истерика ломает мои бедные искореженные нервы. Страх раздирает все мое существо. Уже неважно, что и как. Лишь бы он вернулся, неужели не очевидно, что я не могу его потерять снова. Это чувство радости, эйфории от этого прекрасного радужного мира под названием любовь…
Как в далеком детстве, когда пыльная трава была сказочным лесом, а щебет птиц особым прекрасным разговором волшебных существ. Это Любовь, пусть она превратилась в нескончаемую муку. Не имеет значения, что он либо женат, либо пьет, либо ведет себя грубо и пренебрежительно, либо совсем не соответствует образу прекрасного принца. Он должен быть со мной любыми средствами. Я не могу без него.
А потом я не могу без него все больше и больше. Даже когда он уходит из поля моей видимости, я паникую: вдруг он исчезнет и вместе с ним мое хрупкое душевное равновесие. Измученная тревожными состояниями и приступами паники, я не могу находиться одна ни дома, ни на улице. Я четко ощущаю, что, если он меня бросит, я умру. Так же, как я чувствовала в детстве, если мама сходит в магазин и оставит меня одну дома, я умру. Если сегодня подруга отойдет от меня на два метра, я умру. И я умираю.
Паническая атака — сомнительное удовольствие, и я всеми силами стремлюсь ее избежать. Очень простым способом — не оставаться одной ни на минуту. И так десять лет подряд. А потом я исчезаю, растворяясь в жизнях людей, которые со мной, вернее людей, с которыми чувствую себя более-менее безопасно. А потом я понимаю, что жизнь моя закончилась, я в тупике и выхода нет.
Причины страхов и эмоциональной зависимости
Человек со зрительным вектором состоит из эмоций, базовая из которых — страх смерти, который только при правильном развитии врожденных свойств превращается в чувство любви к миру. Поэтому ребенку, обладающему зрительным вектором, как и любому другому, очень важно дать в детстве чувство безопасности и защищенности. Если в детстве он был травмирован скандалами, страшными сказками или мать была эмоционально холодна и запрещала выражать эмоции, то врожденные свойства не развиваются.
Он навсегда остается в состоянии «страх». Чувствуя постоянную опасность от окружающего мира, не осознавая ее, ребенок растет капризным, пугливым, неуверенным, замкнутым в себе. Чтобы снять внутреннее напряжение, он стремится привлечь к себе внимание, стать заметным, чтобы не забыли его «спасти». Вычурные наряды и истерики, манипулятивное поведение делают жизнь с ним невыносимой.
Часто ловушкой для женщины, у которой есть зрительный вектор, становится любовная зависимость, которая к любви не имеет никакого отношения. Природно сложилось, что женщина получает от мужчины защиту и алиментацию. То самое чувство безопасности и защищенности, которое в детстве нам дают родители, а потом в пубертате мы учимся создавать сами, социально реализуясь.
Но когда огромная эмоциональная буря, не находя продуктивного выхода наружу, бушует внутри, то любого мужчину, с которым «не так страшно», легко принять за «спасителя». И раскачиваясь на эмоциональных качелях, получить разные зависимости, фобии и жизнь, полную страданий.
Как преодолеть страх
Мы часто употребляем фразы: «все проблемы в голове», «мысли материальны». И для человека со зрительным вектором это стопроцентно так. Наделенный образным интеллектом и богатым воображением, он по сути своей актер. Да и актером может стать только человек со зрительным вектором. Когда обладатель зрительного вектора выхолащивает свои эмоции, занимаясь актерским мастерством, он не испытывает страхов.
При нынешнем уровне культуры и развития общества зрительник может круглосуточно пребывать в эмоциональной эйфории. Например, путешествия — это не мучительное переползание из пункта А в пункт Б, а прекрасное приключение, полное чудных эмоций от общения с людьми. Когда человек понимает природные особенности своего характера, может удовлетворить свои желания, он не испытывает страхов.
Возможностей избавиться от страхов много. Например, помощь людям: больным, сиротам, старикам — нивелирует чувство страха, превращает помощь нуждающимся в ежедневное любовное свидание, наполняет жизнь положительными эмоциями.
Человек, обладающий зрительным вектором, — полный экстраверт, и ограничить общение для него страшнее, чем взорвать паровой котел. Если он умеет делиться своими чувствами и эмоциями с другими, создает эмоциональные связи, чувственно выражает себя, то не испытывает страхов, которые проявляют себя в виде панических атак, эмоциональных зависимостей, истерик и фобий.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность понять себя и осознать свои личные пути к счастью.
Автор Оксана Шустанова
Редактор Татьяна Фарафонова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана “Системно-векторная психология”
Такой разный зрительный вектор,